|
Ярослава Науменко
Вопреки далеко не идеальному регулированию рынок нефтепродуктов постепенно приобретает основные черты развитого и зрелого рынка - ответственные оптовики сами стремятся сделать свою деятельность как можно более прозрачной, обеспечив доступ к нефтепродуктам на равных и прозрачных для всех условиях
В свете шумихи вокруг ценового сговора мы попытались выяснить, по какому принципу происходит отбор клиентов у крупных ресурсодержателей. Как оказалось, оптовики сами заинтересованы в существовании определенного порядка для равного распределения продуктов. В качестве примера можно назвать компанию “Торговый дом “ПетроКазахстан”, доля которой на отечественном рынке бензина и дизтоплива составляет 15 процентов.
Как рассказали в компании, здесь внедрена система внутреннего контроля, которая распространяется на все процессы, включая заключение контрактов. Для обеспечения прозрачности продажи нефтепродуктов с Шымкентского НПЗ на внутренний и внешний рынки в ТДПК отработали процедуру проведения ежемесячного тендера. Потенциальные клиенты до определенной даты присылают стандартные запросы на приобретение продукции с указанием нефтепродукта, объема и предлагаемой цены покупки. В назначенный день тендерная комиссия для заключения контракта обрабатывает полученные заявки. Предпочтение всегда отдается конечным потребителям, таким, как аэропорты или крупные промышленные предприятия, про которых известно, что они не спекулируют, а используют продукты для нужд производства. Стоит отметить, что тендер проводится не столько для отбора наиболее выгодных предложений, но больше для анализа ситуации на рынке. То есть формирование цены, которую выставит компания, зависит от реальных потребностей рынка.
Кроме того, в компании существует система открытых продаж через Call-центр, основной целью которой является реализация топлива конечным потребителям и владельцам газозаправочных станций с нефтебаз в четырех регионах республики (Алматы, Астана, Шымкент, Тараз), что исключает условия для перепродажи нефтепродуктов на местах. Основные покупатели Центра продаж - это реализаторы (компании и индивидуальные предприниматели, имеющие АЗС) или потребители (мелкие предприятия, потребляющие нефтепродукты для работы оборудования).
Как поделились с нами в компании, для организации продаж таким образом была проделана серьезная работа и произведены значительные изменения как в структуре маркетинга, так и в контрольных процедурах. Например, согласно контрольной процедуре процесса отбора клиентов, запрещено заключать контракт с компаниями-посредниками, а проще говоря, спекулянтами, не имеющими собственной инфраструктуры для дальнейшей реализации нефтепродуктов или собственного производства для их использования в производственных целях. Такие шаги были предприняты компанией для достижения большей прозрачности процессов и исключения случаев спекуляции на рынке.
Кроме того, компания серьезно относится к выполнению своих внутренних обязательств. В 2008 году в государственный бюджет компанией было уплачено почти 10 миллиардов тенге в виде налогов. При этом ТД “ПетроКазахстан” ежегодно участвует в программе по обеспечению удешевленным дизтопливом сельхозпроизводителей в период весенних и осенних полевых работ (за два прошедших года в помощь аграрному сектору страны было отгружено 224 тысячи тонн). Также каждый отопительный сезон “ПетроКазахстан” поставляет мазут по льготной цене социально-производственным объектам (72 тысячи тонн за два года).
Таким образом, выходит, что крупные и ответственные оптовики сами заинтересованы в обеспечении прозрачности своей деятельности, в уменьшении количества спекулянтов, стремясь к более цивилизованным и открытым отношениям на рынке. |