Алла Иванилова
Отечественная транспортная отрасль переходит на новые рельсы. Государственные мужи решили вдохнуть вторую жизнь в столь важную сферу жизнедеятельности и отправить на свалку старые, ржавые вагоны и самолеты, ввести платные дороги, расширить порт Актау... и повысить с апреля на 15 процентов тарифы на железнодорожные услуги. Аргументы для такой “щедрости” со стороны государства веские. Как заявил министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов на прошедшей на этой неделе коллегии, “вложения в капитализацию государственных активов, таких, как инфраструктура транспорта, выгодна и позволит удержать привычный уровень роста экономики и даже увеличить его с минимальными рисками”
В транспортном комплексе страны накопилась масса проблем. В наиболее плачевном состоянии находится железнодорожная сфера. Учитывая прогнозируемый ежегодный прирост экономики в среднем на 9 процентов, объемы перевозок грузов компанией “Казахстан Темир Жолы” должны будут расти ежегодно в среднем на 10 процентов. Но на железной дороге накопилось много проблем, не позволяющих выполнить требуемый рост показателей. А положительные результаты прошлого года, достигнутые за счет внутренних резервов (рост производительности), практически исчерпали себя.
Износ железнодорожных путей достиг критической отметки - 70 процентов при предельно допустимом уровне не более 30-40 процентов. Кроме этого наблюдается высокая степень “переработки” подвижного состава: парк грузовых вагонов - 71 процент, пассажирских - 73, локомотивов - 76. Износ объектов автоблокировки составляет 37 процентов, что создает угрозу безопасности движения поездов. Только за прошедший год количество особых случаев (аварии, сходы, отцепки) увеличилось на 6,3 процента (с 32 до 34). А количество отказов грузоотправителям составило примерно 50 миллионов тонн грузов.
Дефицит подвижного состава ставит Казахстан в “неловкое” положение и усиливает угрозу экономической безопасности страны. Сегодня республика остро нуждается в более чем 15 тысячах грузовых вагонов. Компания “Казахстан Темир Жолы” вынуждена привлекать для перевозки грузов вагоны других железнодорожных администраций (порядка 35 процентов от используемого парка), что ставит республику в зависимость от их политики. Увеличение платы за пользование чужими вагонами приводит к оттоку доходов компании к нашим соседям. Только в этом году планируется заплатить за аренду порядка 150 миллионов долларов.
Это лишь некоторые болячки железнодорожной отрасли, вылечить которые хотят ежегодным 15-процентным повышением тарифов на все услуги (кроме перевозок угля и зерна во внутриреспубликанском сообщении). Повышение тарифов начнется уже с апреля текущего года. По словам президента КТЖ Жаксыбека Кулекеева, “вышеуказанные проблемы сложились вследствие сдерживания тарифов на услуги железнодорожного транспорта и отсутствия инвестиционной составляющей в тарифе”. Казахстанские тарифы не только в два и более раза ниже, чем во всех соседних государствах, но и не учитывают главного - инвестиционную составляющую. При этом сохраняется их убыточность на массовые виды грузов - уголь, руду железную, сельхозпродукцию, - которые составляют более половины всей номенклатуры перевозимых грузов.
В случае “замораживания” тарифов на текущем уровне инвестиционные возможности нацкомпании за пятилетний период составят лишь 176 миллиардов тенге, а дефицит средств - 822 миллиарда тенге. А уже к 2009 году инвестиционные возможности компании составят не более 20 миллиардов тенге. При повышении же тарифов уже в этом году прибыль КТЖ по итогам года составит 30 миллиардов тенге. Так же эта мера, по подсчетам главного транспортника страны, позволит инвестировать в отрасль порядка 550 миллиардов тенге.
Правительство согласилось и не наложило вето на повышение. Однако с одной оговоркой: “Мы готовы пойти навстречу, готовы пересмотреть тарифную политику. Но вы должны взять гарантийное обязательство по результату, чтобы мы четко могли сказать, сколько вагонов будет закуплено, и что вовремя будут вывозиться зерно и нефтепродукты”.
Однако даже повышение тарифов не спасет железнодорожную отрасль от разорения. Поэтому президент КТЖ Жаксыбек Кулекеев просит выделить из бюджета в течение ближайших пяти лет еще 110 миллиардов тенге для развития отрасли и на приобретение 850 пассажирских вагонов.
Что касается остальных, более благополучных транспортных отраслей, то, в частности, в гражданской авиации, которая, кстати, сегодня показывает самые динамичные темпы роста, власти собираются вернуть приватизированные в свое время аэропорты в государственную собственность с последующим их восстановлением за счет бюджетных средств или путем передачи в концессию. Это позволит завершить реконструкцию всей аэродромной сети Казахстана в рамках Транспортной стратегии до 2015 года.
Начиная с 2010 года прогнозируется массовое выбытие самолетов типа Ан-24, Як-40 и Ан-2 со сроком эксплуатации порядка 30 лет. При этом авиакомпании не имеют возможности их замены в связи с высокой стоимостью современных региональных воздушных судов и низкой рентабельностью полетов на местных воздушных линиях. В этой связи Минтранском предлагает рассмотреть вопрос создания специализированного республиканского авиапредприятия с выделением ему бюджетных средств на приобретение современных региональных воздушных судов и субсидий для развития межобластных и внутриобластных авиасообщений. Открытие таких авиалиний, констатируют государственные мужи, обусловлено возрастающей потребностью населения в сообщении между областями и внутри областей. Создаваемая региональная авиакомпания и “Эйр Астана” будут иметь различные рынки, но при этом дополнять друг друга.
В реконструкции и строительстве автодорог также будут опираться на концессию, и впоследствии основные республиканские магистрали станут платными. Но при этом, как пояснил министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов, “будут соответствовать таким требованиям, как безопасность, комфортность, сокращение времени поездки”.
Астана |