|
В Казахстане с каждым годом люди все больше думают об окружающем мире, его состоянии, ресурсах и их исчерпаемости, экологии и окружающей среде. Зеленый мир, который знали прошлые поколения, постепенно сменяется машинами, городами, производствами. Все меньше вокруг нас живой природы и чистого воздуха и все больше машин, выбросов и выхлопов в атмосфере, заболеваний и необъяснимых эпидемий. И все меньше времени задуматься об опасности нашей деятельности для окружающей среды, понять, что нужно заботиться об окружающей нас природной среде. Именно о сохранении и восстановлении нашей среды обитания, о необходимости формирования и развития экологического мышления у студентов наша сегодняшняя беседа с Жолдасбеком Нусеновым, ректором Caspian University
- Жолдасбек Муслимович, Caspian University известен общественности как вуз, твердо стоящий на позиции необходимости формирования у молодежи экологического мышления, и единственный вуз в Казахстане, ведущий подготовку специалистов в области охраны и безопасности жизнедеятельности с привлечением студентов к экологической деятельности с первых дней в университете. Как построен процесс подготовки студентов по специальности «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»? - Специальность «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» в Caspian University – это специальность для студентов, неравнодушных к нашей планете, которые любят проводить много времени на лоне природы, ведь подготовка именно по этой специальности предполагает работу в полевых условиях, частые выезды на замеры и взятие проб образцов для анализов, экологические мероприятия и проведение наблюдений. Основными целевыми результатами обучения по этой специальности, которым должен соответствовать выпускник, являются в нашем университете умение выпускника проводить оценку деятельности предприятий и их степени воздействия на окружающую среду, создание проектов мероприятий, направленных на защиту и охрану природы, проведение экспертизы хозяйственной деятельности на различных территориях, обеспечение экологической безопасности деятельности производств, разработка рекомендаций по сохранению природной среды. Достижение таких результатов за период обучения студента, когда он проходит путь от выпускника школы до самостоятельно мыслящего специалиста по защите окружающей среды, требует насыщения программы обучения именно практическим опытом и конкретной профессиональной деятельностью под руководством преподавателя начиная с первого курса. - Какие самые известные проекты реализованы университетом и студентами в области защиты окружающей среды? - Из крупных проектов хотелось бы упомянуть наши международные проекты по сохранению яблони Сиверса и по сохранению и восстановлению осетровых пород рыб в Каспийском море. Проект сохранения яблони Сиверса инициировали студенты, которые желали продолжить дело великого ученого Аймака Джангалиева. Академик Джангалиев в свое время делал перепись фонда яблони Сиверса в Казахстане: где какое дерево, его возраст, собирал генетические материалы по каждому дереву, теперь некоторая часть этих материалов утрачена, студенты Caspian University эту работу продолжили. Ведь сначала нужно определить, какими ресурсами мы обладаем, сколько деревьев, каково их состояние, после — принять меры, чтобы этот фонд сохранить, высадить новые деревья, увеличить популяцию. Работу наших студентов и преподавателей отметили международные организации и фонды, и как результат - Фонд сохранения яблони Сиверса совместно с Корнельским университетом выделил в прошлом году 50 грантов на обучение студентов по специальности «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» в Caspian University.
Инициативу студентов-экологов поддержали преподаватели Caspian University, и этот проект обрел масштаб международного исследовательского проекта. Университет ежегодно организовывает международные конференции и экспедиции, участниками которых являются видные ученые с мировыми именами: Херб Адвинкл, Гаел Волк, Филип Форслайн и другие. Корнельский университет и Министерство сельского хозяйства США в рамках соглашения с Caspian University возвратили коллекцию А. Джангалиева в Казахстан. Восстановление коллекции ведут преподаватели, сотрудники лабораторий и центров, студенты и выпускники специальности «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». - Расскажите подробнее о проекте сохранения осетровых пород рыб, что за студенческий проект? - Осетровые - реликтовые рыбы, дошедшие до нас со времен динозавров, и внести свой вклад в сохранение реликтовых пород осетра для будущих поколений решили наши студенты и преподаватели защиты окружающей среды, студенты других специальностей. В лаборатории Caspian University в г. Актау проводят исследования по воспроизводству и сохранению реликтового осетра, и студенты пытаются найти ответ на вопрос, удастся ли сохранить уникальнейшую популяцию осетровых в нашем регионе и в мировой экосистеме в целом. - Вы упомянули студентов других специальностей, как они вовлечены в экологические проекты и как у них формируется экологическое сознание? - Все студенты Caspian University на первом семестре осваивают дисциплину Service Learning, где студенты независимо от выбранной специальности изучают опыт благотворительной, экологической, безвозмездной профессиональной деятельности, разрабатывают в группах проекты, реализовывают эти проекты и анализируют результат. Я думаю, достаточно важно понимать, что наряду с общественными социальными принципами бытия студент должен настолько же серьезно относиться к принципам поведения по отношению к окружающей его среде – природе. Со школьной и университетской скамьи должно начинаться формирование экологического мышления в сознании молодежи.
|