Уникальность этих гонок буквально в каждой детали. Первое, на что обращаешь внимание, - это трехсантиметровые шипы, которыми байкеры буквально выгрызают траншеи на ледовой трассе. Мощность мотора позволяет разогнать мотоцикл до 130 километров в час, и это при том, что "болид" не оборудован тормозной системой! Как рассказал в интервью "НП" в Казахстане" казахстанский гонщик Сергей Серов, мотоциклы уникальны хотя бы потому, что серийно их не производит ни одна компания в мире. В отличие от мотокросса, где существует множество брендов и выбор по большей части ограничен бюджетом и предпочтениями, в спидвее все иначе.
В действительности есть фабрика в Чехии, которая производит готовые мотоциклы, но каждый такой байк райдер переделывает под себя. Вот и у нашего гладиатора машина сборная: мотор и рама - чешские, вилка - шведская, подвеска - российская. Дело в том, что стоковые мотоциклы выпускают под среднестатистического гонщика, а когда речь идет о первенстве, то ключевую роль играет не только стиль вождения, но и вес гладиатора. Например, более легкому по весу гонщику легче выиграть старт, поскольку его байк при одинаковых показателях мощности разгонится быстрее, чем у белее тяжелого соперника. При этом в повороты намного легче входить "тяжелым" райдерам, байки которых за счет большой массы и центробежной силы сильнее вгрызаются в лед. Легкий байкер при тех же условиях может попросту упасть, и, чтобы этого избежать, ему приходится сбрасывать скорость. Именно поэтому, как жесткость амортизаторов, так и ряд других компонентов подбирают сугубо индивидуально.
Как и ожидали, российские мотогонщики с первого дня захватили лидерство. Российская школа спидвея - сильнейшая в мире. Что же не так с казахстанским спидвеем, ведь у нас первые гонки начинались еще в 60-х годах, а в 1989-м на "Медеу" прошел первый чемпионат мира.
Причин множество, основная из которых - финансирование. Чтобы собрать новый байк, необходимо от 10 до 13 тысяч евро. При этом после каждого сезона нужно перебирать двигатель, менять сцепление и выполнять другие профилактические работы. Второй момент - это место для тренировок. В отличие от российских гонщиков, которые оттачивают свое мастерство на специально подготовленных стадионах, казахстанцам приходится тренироваться на замерзших реках, озерах и прочих естественных водоемах. Конечно, этого достаточно для того, чтобы поддерживать форму и уметь держаться "в седле", но явно не хватает для того, чтобы составлять достойную конкуренцию. Так было с момента распада Союза, и только сейчас, спустя пять лет после старта серии регулярных встреч на ЧМ, появилась маленькая надежда на возрождение казахстанского спидвея.
Сергей Серов живет и тренируется в Восточно-Казахстанской области в городе Риддере. И, с его слов, у соотечественников есть все шансы выйти на мировую арену, поскольку в их городе администрация выделила для тренировок полноценный стадион.
"В 2015 году, года мы в Риддере решили возродить спидвей, начинали тренировки с рек и озер. Там, понятно, лед особо не подготовишь. Один раз откатали, потом перебирались в другие локации. Сейчас администрация выделила нам стадион на условии, что мы готовим его под катания на коньках, взамен получаем возможность тренироваться", - сказал Серов.
В прежние годы Казахстан представляли райдеры, которых можно было пересчитать по пальцам одной руки. В этом году за право участия в ЧМ бились 15 гонщиков. Конечно, это немного в масштабах страны, но гораздо больше, чем 2015 году.
Для того чтобы этот вид спорта получил рывок в развитии и популяризации, в первую очередь должны активизироваться администрации городов. Ведь все-таки самое главное в спидвее - это стадион. Если будет практическая возможность начать тренировки, то желающие попробовать свои силы в новой дисциплине обязательно найдутся. Стартером должна выступить Федерации автомотоспорта РК, в силах которой как организация чемпионата Казахстана, так и ряда промежуточных соревнований. Даже те 15 гладиаторов, которые уже есть, могут создать зрелищное состязание, способное привлечь внимание тысяч казахстанцев. Но это все в воображаемом будущем, в реалиях мы увидели силу российской школы. В финале первого дня пьедестал возглавил россиянин Даниил Иванов, вторым стал Дмитрий Хомицевич (Россия), а замкнул тройку призеров австрийский спортсмен Харальд Саймон, опередивший россиянина Игоря Кононов на доли секунды уже перед финишем.
И если первый день прошел, можно сказать, без происшествий, то второй был наполнен зрелищностью и драматизмом. В одном из заездов немецкий мотогонщик Йохан Вебер на повороте столкнулся с австрийцем Францем Цорном. Немецкого гладиатора увезли прямо с трассы в карете скорой помощи. Зрители стоя аплодировали мужеству райдера. Сейчас гонщик находится под наблюдением врачей в одной из алматинских клиник. В 20-м заезде случились сразу два драматичных падения. Сначала, не справившись с мотоциклом на выходе из виража, упал мотогонщик из Швеции Ове Ледштрем, не на шутку взволновав болельщиков. В повторном заезде не повезло голландцу Джасперу Ивеме, который на повороте ледяной трассы на приличной скорости сделал сальто вместе с мотоциклом, влетев в заградительные маты. К счастью, оба инцидента обошлись без серьезных травм. Джаспер даже поучаствовал в итоговой пресс-конференции и смог шутить по поводу своего красочного падения.
Казахстанские райдеры Владимир Чеблоков, Сергей Серов и Павел Некрасов по итогам гонок стартового дня бились достойно в компании лучших мотогонщиков мира, однако в полуфиналы пробиться не смогли. А главной новостью прошедших соревнований стал неожиданный анонс: командный финал чемпионата мира пройдет в столице Германии городе Берлине, где впервые за всю историю мирового спидвея примет участие казахстанская команда ледовых гладиаторов. |