|
Алексей Мальченко Серые фасады домов превращают город в безликие каменные джунгли, однако есть способ вдохнуть в это однообразие новую жизнь, которая даст возможность архитектуре заиграть живыми красками
О том, что такое граффити, знают многие - это своего рода партизанское движение “дворовых” художников, которые находят самовыражение в создании шедевров, нанесенных на стены домов, заборы и другие доступные поверхности. Увы, в большинстве случаев эти рисунки ни с кем не согласованы, отчего и считаются в некоторой степени хулиганскими. Но использовать фасад здания как холст можно и вполне законно. Другое, близкое к граффити движение - мурализм, по сути, тоже нанесение изображения на стены домов. Только в отличие от граффити муралы имеют гораздо большие размеры и, что немаловажно, всегда согласованы с общественностью и городскими властями.
Сегодня в Алматы можно увидеть более 30 муралов, которые расположены как в центральной части города, так и в спальных районах. Основное предназначение этих шедевров как раз и заключается в том, чтобы приукрасить хмурые пейзажи. Одной из самых первых в стране и, пожалуй, самой обсуждаемой работой является произведение “Соединяя миры”, расположенное близ микрорайона Орбита. Каждый проезжающий по проспекту Аль-Фараби в районе реки Большая Алматинка может полюбоваться этим муралом. Однако свою известность он получил не только из-за того, что был первым проектом в городе. Прошлым летом часть изображения оказалась перекрыта и оштукатурена, поскольку жильцы дома утеплили свои квартиры. Сейчас уже завершились реставрационные работы, а на прошлой неделе состоялся пресс-тур, на котором журналистов познакомили с наиболее известными муралами южной столицы и рассказали об особенностях этого нетипичного вида искусства.
“Фестиваль современного искусства ARTBAT FEST, сутью которого является создание ярких стрит-арт-объектов, проводится в Алматы с 2015 года. За это время многие дома преобразились, став объектом притяжения как для иностранцев, так и для местных жителей. “Мы хотим сделать так, чтобы изображения на стенах городских зданий стали высокохудожественными образцами”, - отметила коммерческий директор “Tikkurila Центральная Азия” Айгерим Турлибекова. Со слов эксперта, слабым местом муралов является их уязвимость. И речь идет не столько о климатическом воздействии, сколько о человеческом факторе. За границей этот вид искусства давно получил широкое распространение, а в некоторых странах существуют специальные законы, которые охраняют росписи. В Казахстане таких норм нет, чему свидетельство - минувшая реставрация “Соединяя миры”. Можно ли этот пример назвать фактом вандализма? Конечно же, нет. С одной стороны, действительно, картина была испорчена, с другой - жильцы дома не преследовали цели ее как-то повредить, а решали вполне понятные, можно сказать, бытовые задачи.
Многим алматинцам хорошо известно, что монолитные дома, многие из которых возводили еще при Союзе, со временем теряют свои защитные свойства. Бетон растрескивается, после чего стены начинают промерзать насквозь, и, как говорится, начинает “тянуть” со всех щелей. При таком “комфорте” не до высокого искусства. Известно, что все проекты по созданию муралов проходят длительный процесс согласования. Сначала выбирают потенциальные плоскости. Как правило, это глухие стены, выходящие на улицы и аллеи с большим автомобильным и пешеходным трафиком. Потом сами эскизы рисунка согласовывают с акиматом города. То есть если вам захочется нанести на торец своего дома портрет любимой кошки, то это будет сделать непросто хотя бы потому, что мероприятие весьма затратно. Следующий этап - согласование с КСК, с жильцами дома. Сегодня у горожан есть возможность даже принимать участие в открытом онлайн-голосовании при выборе того или иного изображения. И только когда все этапы пройдены, начинается сам процесс создания мурала. В среднем на приобретение одной только краски уходит около 800 тысяч тенге. Что касается гонораров художников, то здесь могут быть как круглые суммы с большим числом нулей, так и вполне бюджетные. Не менее затратная графа - привлечение подъемника, который обходится в 100 тысяч тенге за смену (на создание одной картины уходит 5-10 дней).
Понятно, что, когда в проект вкладываются такие средства, любое вмешательство вызывает массу вопросов, однако большую часть из них можно предупредить. Основная масса жилого фонда Алматы однотипна, следовательно, и волнующие людей вопросы повторяются. Другими словами, единственное, что в будущем может испортить картины - это желание одного или нескольких жильцов сделать условия проживания более комфортными. И именно эту ситуацию можно предупредить. Для этого достаточно лучше подготовить “холст”, попросту утеплив рабочую поверхность. Понятно, что эта процедура потребует дополнительных средств, но ведь “болезнь лучше предупредить, чем лечить”. И потом, такой подход позволил бы в значительной степени расширить возможности художника, поскольку в этом случае легко подготовить поверхность, оштукатуренную, нужную автору фактуру.
Муралы - пока еще совсем молодое для Казахстана веяние, которое уже успело оправдать свое существование. И чтобы его развитие вызывало лишь положительные эмоции, нужно при создании новых картин согласовывать и стиль, и концепцию, и человеческие потребности.
Фото автора |