|
Наша особая гостья - Аселя Нупова, руководитель структурного подразделения по работе с клиентами одной из ведущих финансовых организаций Казахстана. Аселя преодолела 18-месячный изнуряющий марафон Executive MBA “Московской школы управления СКОЛКОВО”. Лютый курс обучения некоторым стоил жизни: профессиональной, личной, семейной. Иных заставил сойти с дистанции - эта программа с легкостью раскалывает топ-менеджеров самого высокого класса
Зачем все это состоявшимся, преуспевающим людям, если курс требует находить дополнительные часы в сутках, заставляет жить в стрессе и быть в постоянной мобилизации внутренних сил с ограничением всего, что может помешать в прямом смысле слова, - успеваемости освоения все новых заданий? Азарт. Потребность не обманываться, а увидеть себя со стороны настоящего. Понять на что ты способен сегодня. И оценить свои возможности в сравнении с уровнем конкурентов. Непримиримых конкурентов (на занятиях, конечно) в лице сокурсников. Подобный прессинг заставляет находить решения, казалось бы, в безвыходных положениях и с немалым удовольствием наблюдать за тем, как твой мозг начинает преодолевать очередные задачи, где каждая защита нового модуля - встряска для всего организма. С физической точки зрения все так и происходит. Однако процедура личной перестройки, дефрагментации сознания подготавливает к новой ступени познания. Повышенная выносливость, работоспособность и особые навыки - только это хорошо востребовано, только это позволяет быть сильнее и конкурентнее. И не только это важно перед работодателем, но важно развить внутреннюю требовательность для обретения новых возможностей.
В процессе курса ты начинаешь видеть единомышленников, формировать свое окружение. Ведь в определенный момент жизни у тебя просто не остается времени на случайных, не интересных тебе людей. Поэтому одна из главных задач менторов “Московской школы управления СКОЛКОВО” - сделать все, чтобы не тратить свое время. Такой подход формирует касту, бизнес-сообщество, круг. Если смотреть в разрезе государства - схема позволяет создать связи между людьми, которые, находясь на ключевых постах как в сфере государственного управления, так и бизнеса, смогут решать многие вопросы гораздо эффективнее и в короткие сроки. Под них, под их стиль работы в развитых странах перестраиваются экономика, общество, политическая среда. Они уже знают друг друга персонально, модели поведения, убеждения, позиции. “Чужих”, то есть отстающих, здесь не ценят. Мир стремительно меняется: природная одаренность - это сегодня уже очень мало. Выделим еще один момент относительно компетенции команды упомянутой бизнес-школы. Как же надо хорошо знать своих потенциальных студентов, как необходимо тонко разбираться в их устройстве, чтобы этим опытным, закаленным людям создавать задачи, что будут им непросты, что будут им увлекательны? И наконец, как сделать так, чтобы эксплуатировать их качества, их чувства и заставлять их же платить за это совершенно немалые деньги? Ведь “Московская школа управления СКОЛКОВО” - это далеко не благотворительная организация. В общем, демонстрируют что умеют зарабатывать, умеют сделать проект успешным, поставить дело, а следовательно, могут научить. И это работает - требуют не мало, но и отдают достаточно. О том, как и насколько успешно, в нашем разговоре с Аселей Нуповой. - Настало время продолжить развитие. Для меня было важно попробовать свои силы в другой стране, но обязательно на территории СНГ. Это связано с тем, что свое ближайшее будущее я вижу именно здесь. Россия и Китай - наши стратегические партнеры. Наши государства связывает многое - дружба и совместные бизнес-проекты. Надо понимать как устроено их общество, как они работают в том числе и с нашей страной. На каких принципах базируются их стратегии. Безусловно, меня в то же время интересовало знакомство, общение с незаурядными людьми.
Одна из приоритетных задач - понять, чем мы можем быть интересны, что мы можем дать, понять, как мы можем суметь привлечь дополнительные инвестиции в нашу страну со стороны таких крупных государств как Россия и Китай. И конечно же, разобраться в деталях стратегической программы “Один пояс - один путь”, в рамках которой необходимо еще раз осмыслить, как лучше использовать транзитный потенциал Казахстана в условиях глобального сотрудничества России и Китая. Я выбрала более сложную и подходящую для меня программу, которая есть в “Московской школе управления СКОЛКОВО”, - Executive MBA. Этот курс рассчитан на состоявшихся управленцев. Для людей, которые, достигнув определенного возраста и уровня успеха, приходят к понимаю того, что достигли “потолка”. Однако стремятся расширить свои горизонты, увидеть новые идеи. Или же понять - верный ли выбран путь развития, может, занимаешься совершенно не тем и пришло время переключиться, а то и вовсе пересмотреть дальнейший профессиональный путь? Или ты понимаешь, что для дальнейшего развития тебе необходима психологическая помощь, так называемая “прокачка”. Это в том случае, когда приходит понимание, что пришло время расти дальше и ты ищешь внутренние ресурсы для дальнейшего профессионального роста. Моя ситуация. Я поняла, что мне необходимо что-то менять в профессиональной жизни, возник вопрос о получении подтверждения нового статуса для своей квалификации с получением ученой степени без отрыва от работы и от семьи. Я не могла отстраниться на 1,5 года и посвятить это время лишь себе. Собственно, это условие объясняет то, почему я не уехала в другую часть мира. В общем, выбор пал на набирающую популярность “Московскую школу управления СКОЛКОВО”. - Обозначьте, пожалуйста, сумму этого персонального проекта работы над собой? - Мое знакомство с программой началось с посещения дня открытых дверей бизнес-школы. Определились два направления. Это MBA, который рассчитан на возраст до 35 лет, и Executive MBA - свыше 35 лет. Высокая стоимость программы - действенный фильтр. Я поняла - со мной будут учиться незаурядные люди, общение с которыми уже новая школа жизни и бизнеса. Так вот. После презентации я пребывала в довольно подавленном состоянии. Первый вопрос, который я себе задала, - что я могу дать этим людям, с которыми буду учиться? Второй вопрос - финансирование? Если сравнивать с другими программами Европы или США, то по деньгам это то же самое. Поэтому возник третий вопрос - может, лучше эти деньги потратить для обучения в дальнем зарубежье? Во многом благодаря моей семье, руководству, коллегам приняла решение пройти обучение. Что же касается остальных моментов - я быстро поняла, насколько это перспективные направления развития и в целом курс. Что еще важно, на дне открытых дверей спикеры посвятили часть презентации вопросу окупаемости курса. Лично мне было достаточно озвученной, на мой взгляд, очень правильной мысли: все то, что вы вложите в себя, отнять невозможно. - Можем сказать, что подобные образовательные программы - это реальная попытка сформировать независимое бизнес-сообщество, интересы которого сконцентрированы на территории стран Евразии - крупнейшего континента? - Объясню по порядку. У школы есть замечательная партнерская программа EMBA for Eurasia by HKUST-SKOLKOVO. Эта евразийская программа настроена на Казахстан, Китай, США, Армению, Израиль. Она оценивается несколько выше, стоит дороже, но и получаешь больше. Например, двойной диплом - гонконгский и московский. Напомню, что HKUST - это гонконгская бизнес-школа, что имеет статус ведущей в мире. К слову, один из образовательных модулей в рамках курса обучения проходит в Назарбаев Университете. Знаю, что на упомянутом курсе учатся интереснейшие люди из Казахстана, Китая, Турции, Марокко и ряда других стран. Почему я вспомнила об этой программе? Смотрите, что происходит: если Россия находится под прессингом и санкциями со стороны западных стран, то они начинают выстраивать бизнес-сообщество в Евразии, условно в другой части мира. Такой подход позволяет создать новую сеть сотрудничества, в меньшей степени зависимую от настроений Запада. Создается альтернативное бизнес-сообщество, которое может генерировать идеи внутри себя. Конечно же, люди этого сообщества должны понимать как устроен мир, налаживать прочные деловые связи с представителями других государств. Поэтому в рамках образовательных программ (HKUST-SKOLKOVO EMBA for Eurasia и Executive MBA) предусмотрены визиты в совершенно разные по ментальности, а следовательно, и по методам ведения дел страны - студент должен увидеть разницу.
Конкретно по Executive MBA. В программу входит посещение двух стран. Это Китай и США. В Китае - Гонконг. В США - так называемая Силиконовая долина, Стэндфордский университет и ряд других знаковых объектов. Иными словами, человек видит, как генерируют идеи в Силиконовой долине, как формируют бизнес-проекты в России, как подходят к предпринимательству в Китае и других, особенно в евразийских, странах. В этом помогают и практические занятия в рамках курса. Представьте, мы брали “живой” проект своего сокурсника либо генерировали новый продукт и старались продать его в Китае. То есть многие вели свой бизнес параллельно с обучением ведения бизнеса. Это живая ситуация - ты продумываешь цепочку реализации, ищешь инвесторов. И многим из наших удавалось заключать контракты на сотрудничество. То же самое и в США. Казалось бы - чем можно их удивить? Но как выяснилось, там очень много инвесторов, которые жаждут новых идей и проявляют интерес инвестирования своих средств в страны, где есть условия для работы иностранных компаний и потребность в инвестициях. Отмечу, что помимо образовательной задачи “Московская школа управления СКОЛКОВО” участвует в реализации инвестиционных проектов в масштабах государства. Это очень увлекает обучающихся, повышая их доверие к тому, что их учебные курсы и программные продукты базируются на реальных проектах и имеют практическое значение для страны. - И все же - что конкретно вы получили по результатам столь непростого во всех отношениях курса? - Попытаюсь обозначить ситуацию по возможности наиболее кратко. Во время нашего обучения “Московская школа управления СКОЛКОВО” - крупнейшая частная бизнес-школа в России и СНГ - получила международную аккредитацию EQIUS Европейского фонда развития менеджмента (EFMD - European Foundation for Management Development). Аккредитация EQUIS является одной из самых престижных среди международных аккредитаций образовательных учреждений, сегодня ее имеют 182 из 15 тысяч бизнес-школ в мире. Это около одного процента. В сентябре этого года я уже получила сертифицированный на международном уровне диплом. При этом немаловажный фактор в рамках программы обучения - это общение со своими сокурсниками, многие из которых “топы” в своих странах. К примеру, один из них руководитель крупной российской компании в сфере нефтебизнеса. Еще один сокурсник - высокопоставленный чиновник федерального уровня. Или из Узбекистана прибыли учиться, так скажем, состоявшиеся бизнесмены, лидеры в своих отраслях. И прелесть курса в том, что в учебной аудитории все равны. Когда обсуждаются кейсы и разбираются ситуации, ты получаешь неоценимый опыт - опыт каждого из твоих сокурсников, который он нарабатывал в совершенно непростых жизненных ситуациях. Скажу даже так - порой мы получали больше операционного опыта именно от своих сокурсников, чем от профессоров курса. Были ситуации, когда наши одногруппники, россияне, которые ведут бизнес в других странах, в частности в Китае, организовывали нам встречи со своими партнерами. То есть давали возможность ознакомиться с особенностями ведения международного бизнеса. В каждой группе Executive MBA обучают от 40 человек и занятия ведут на английском языке. Для тех, кто не владеет языком в совершенстве, предусмотрен синхронный перевод. Вся профессура - привлеченные специалисты из авторитетных и признанных бизнес-школ мира. Как правило, лекции проходят в дневное время, плавно сменяются вечерними обсуждениями в неформальной обстановке актуальных тем с новыми лицами. К разговору приглашают действующих и известных бизнесменов России. Нам объясняют не только о слагаемых успеха, но и о провалах бизнеса. И ведь аудитории интересно все - каков ритм и образ жизни, как они начинали, какую они предпочитают литературу. В рамках курса есть и дополнительные занятия, где ты можешь прослушать лекции общеобразовательного характера по истории, искусству, литературе и другое. Специалисты курса дают возможность увидеть самого себя со стороны. Объясню, почему это важно и полезно. Курс проходят управленцы высшего звена, которые руководят крупными корпорациями и организациями. Это означает, что по ряду причин они не могут получить объективную оценку своим человеческим и деловым качествам. В условиях, когда идет серьезная борьба, ведь никто не любит слушать другого, никто не любит слушать про себя. Правду - особенно. И когда ты получаешь жесткую, реальную оценку, понимаешь, что картина твоего представления несколько иная. На этом этапе многие ломались - им тяжело возвращаться в свой привычный мир с новыми знаниями о себе и о происходящем вокруг тебя. Этот этап подразумевает большую работу над собой. После столь интенсивных занятий требуется определенное время для вхождения в обычный рабочий ритм. Но учебная программа построена таким образом, что уже через несколько дней начинается подготовка к следующей поездке, к следующей серии занятий. Для этого необходимо прочитать массу новой литературы, выполнить множество заданий. Все это создает обстановку постоянного напряжения на протяжении всех 18 месяцев, что сравнимо с гонкой с короткими остановками. Многим не удалось пройти эту дистанцию с прерыванием своего образования, не выдержав физических и моральных нагрузок.
- Вы поддерживаете связь со своими сокурсниками после того, как завершился этот образовательный марафон? Насколько это важно - дорожить приобретенными в рамках проекта связями? - Бизнес-школа сформировала мощное сообщество. Отношения поддерживают даже те, кто прошел курс десять лет назад. Вопросы совершенно разного характера и уровня решаются гораздо легче и проще - мы знаем друг друга. Мы принадлежим к одной гильдии. Мы из числа способных пройти этот сложный путь. Это вызывает не только взаимное уважение, но, что гораздо важнее, - доверие. Наши отечественные высшие учебные заведения если и организуют похожие образовательные программы, то должны поддерживать идею создания сообщества, заинтересовывать в достижении успеха. Ведь достижению успеха способствует также и благоприятный климат в известном нам круге. И ведь в первую очередь именно университет заинтересован в высоких достижениях студента. Успешный выпускник - это лучшая реклама эффективности учебного заведения. К примеру, Стэндфордский университет - там все ориентировано на то, чтобы быть успешным, поэтому закончивший Стэнфорд априори обязан быть успешным. В Казахстане, чтобы завтра выпускники стали успешны в конечном итоге, образовательные программы должны быть нацелены не только на индивидуальное обучение, но и на формирование бизнес-сообщества среди своих выпускников для совместной работы в будущем. Однако я хотела бы отметить еще один момент. У нас есть группа казахстанцев, которые окончили “Московскую школу управления СКОЛКОВО”, среди нас складывается определенное общение, но пока не так активно, как в России. Мы только начинаем пытаться генерировать идеи и бизнес-проекты. Россияне - наоборот. Они предпочитают работать друг с другом. Тем более что знают кто и чего стоит - программа обучения раскрывает куда лучше, чем CV или результаты работы, на которые ты смотришь все же со стороны. В то же время, несмотря на довольно ощутимые ментальные различия людей наших стран, у нас очень схожее видение того, что происходит в обозначенной мной локации - у россиян, представителей стран Центральной Азии, Китая и в целом Евразии. Мы четко понимаем, что находимся в одной большой лодке. Собственно, это нас и объединяет, и дает больше шансов к созданию устойчивого сотрудничества. - У “Московской школы управления СКОЛКОВО” есть и другие, не менее интересные программы... - Да. Есть сравнительно короткие курсы, рассчитанные на пять месяцев. В их рамках работаешь только над своим бизнесом. Это называется практикумом. Отмечу, что среди наших соотечественников практикум довольно популярный продукт. У кого-то возникает желание отшлифовать свою бизнес-идею. В этом также помогут в “Московской школе управления СКОЛКОВО”. Есть и МВА - продукт для ребят помоложе. В смысле, если управленцам курса Executive MBA надо уметь смотреть на ситуацию со стороны и тренировать навык видеть картину в целом и объективно, то в случае с МВА студенты оттачивают навыки операционной деятельности. Есть программы, рассчитанные на подростков, которых постепенно вовлекают в бизнес-среду. В этом помогает так называемый “Навигатор профессий” - специалисты определяют способности и предрасположенность человека к определенной деятельности. Подобный инструмент, думаю, был бы полезен и нашей системе образования. Ведь если высшие учебные заведения хотят ориентировать людей на себя, они должны активнее работать с такого рода аудиторией и направлять в нужное русло как можно раньше. Есть программы для зрелых людей в возрасте от 55 лет. В тот период жизни, когда человек выходит на заслуженный отдых и хочет что-то еще изменить в свой жизни. Подчеркну - отечественным высшим учебным заведениям также необходимо взять такую практику на вооружение: заинтересовать более старшее поколение продолжать развивать новые навыки. Посмотрите, как грамотно поставлено - “забирают” буквально поколениями. У нас в большинстве случаев до сих пор советское представление об образовании. У нас, к сожалению, нет комплексного подхода к работе с поколениями общества. И если мы создадим возможность такого образования здесь, то, уверена, желающих зарубежного образования поубавится, а тем более желающих остаться там для продолжения учебы и работы. Что еще важно. Подобные команды “новых” людей, специалистов, должны быть сформированы с помощью отечественных компаний, корпораций. Считаю, что полезно разработать внутрикорпоративные программы кредитования подобных курсов обучения. Это, условно говоря, и “якорь”, и повышение эффективности, производительности. - Как вы относитесь к тому, чтобы поделиться своими приобретенными в рамках курса знаниями здесь, на территории Казахстана? - Я бы обратила внимание на коучинг. Мне важно поработать со своими детьми. Задать им нужные вопросы и исходя из ответов понять ситуацию. Далее, если это необходимо, выработать решение. Считаю, что стоит поработать со своими сотрудниками - мотивировать их, дать творческий толчок, помочь разобраться в том, что вызывает у них вопросы. Дело ведь не только в том, что люди не хотят развиваться. Зачастую они даже не понимают, что им это необходимо. Складывается впечатление, что некоторые люди живут в автоматическом режиме - работа, сложившийся круг друзей, бытовые проблемы. При этом ресурс исчерпывают. Не говорю, что обязательно надо покупать дорогие зарубежные программы. Вы можете получить степень МВА во многих достойных вузах Казахстана в любое удобное время. Это уже вопрос вашего желания встать и сделать новый шаг в познании на глазах меняющего мира. - Вернемся к вашей нынешней работе. Когда вы почувствовали результат обучения? - По долгу своей службы я работаю с крупными бизнес-клиентами банка. И мне просто необходимо идти в ногу со временем, необходимо уметь разговаривать с этими людьми на их языке, необходимо понимать структуру бизнеса. Понимать, что происходит в странах, знать риски. Если отвечать конкретно на ваш вопрос, то после определенного погружения в природу большого бизнеса и скрытых рисков проникаешься большим пониманием к тем, кто, доверяя банку часть своего бизнеса, вправе рассчитывать на партнерство и успешное развитие своих проектов. - В завершение разговора вернемся к вопросу о том, что можешь дать обществу, в котором полируешь свои грани. Есть понятие сдерживающего комплекса - люди панически боятся выглядеть бледно на фоне других. И это может остановить при выборе подобного курса. Как побороть такой страх? - Путь к успеху у всех разный. Падение - одинаковое. Мне сложно понять людей, у которых есть все возможности продолжить учиться, но они не пользуются ими. У всех нас есть страх, что мы можем показаться не такими, какими мы считаем себя. Есть страх увидеть себя как-то по-другому или увидеть себя в иной среде. Этот страх присущ каждому человеку. Но. Отчего возникает желание идти дальше? В первую очередь, оттого, что ты, когда стоишь на месте, понимаешь, что остаешься позади. Только через испытания поймешь, как дойти и понять суть проблемы. Люди, которые не боятся познать себя актуального, люди, которые способны видеть будущее, люди, которые находятся в движении, - это настоящие победители. Только ищущий может преодолевать трудности, оценить риски столкновения с реальностью. Более того, он эту неподдельную реальность ищет. Подобные страхи для меня - вызов. Если чувствую, что где-то начинаю проседать, я обязана создать себе ситуацию, требующую напряжения сил и душевных испытаний. Однако я знаю, достижение определенного результата обеспечит мне новый драйв. Да, это не простой период, но достижение поставленной цели и полученное подтверждение в виде сертификата наполняют меня уверенностью в достижении нового этапа своих возможностей, и это в моем понимании - бесценно.
Беседовал Алан Байтенов |