ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Извоз и ныне там Исследования

Алла Иванилова
Во многих странах и городах есть свое узнаваемое такси. В Нью-Йорке - это желтые машины, в Великобритании - черный кэб. В Казахстане не первый год пытаются создать единую службу такси, однако воз и ныне там. Население отдает предпочтение мобильным приложениям, голосуя “кошельком”, но принятые в этом году законодательные поправки призваны навести порядок в этой сфере

О том, что в стране, и в первую очередь в крупных городах, необходимо создать единообразные службы такси, неоднократно говорило руководство республики. Экс-аким Алматы Ахметжан Есимов в свое время предлагал сделать желтый цвет своеобразной “визитной карточкой” алматинских таксомоторов. Также озвучивали идеи, чтобы за каждым регионом закрепить свой цвет такси, однако это не получило практического воплощения. Хотя оказало бы в том числе поддержку отечественному автопрому, поскольку казахстанские такси предлагали собирать на отечественных заводах.
Единые цвет, модель машин, тариф, а в некоторых странах и форма, наличие счетчика - обязательные атрибуты цивилизованного рынка услуг такси всех мегаполисов мира. В постсоветский период службы такси вывели из государственного подчинения, в прошлом остались и требования к унификации внешнего вида автомобиля. Существующий официальный рынок является “разношерстным” - это касается внешнего вида, спектра предоставляемых услуг и ценовой политики. В отличие от зарубежных мегаполисов и даже многих городов стран бывшего Союза, где принято обращаться к услугам легально работающих компаний, в Казахстане предпочитают пользоваться услугами “теневых извозчиков”, а это, по различным оценкам, 80 процентов рынка.

 

 

Мобильные приложения по заказу такси, которые пришли к нам из России и США с лозунгом “Назначь цену сам”, коренным образом изменили ситуацию на рынке перевозок. Один из наиболее успешных такси-сервисов на Западе - Uber taxi. Начинавшийся как мобильный стартап двух калифорнийских студентов, он спустя пять лет работы вырос в одну из самых крупных фирм по оказанию услуг такси, и в 2013-м его оценили в 3,5 миллиарда долларов. Фирменным отличием компании является то, что водителем может быть любой человек с собственным автомобилем, скачавший приложение. Именно это положительно влияет на стоимость проезда, которая в среднем на 30 процентов ниже, чем у официальных таксомоторных компаний.
Однако такая политика Uber создает ей в Европе немало проблем с легализацией работы, поскольку водители не имеют специальных лицензий для перевозки пассажиров. Помимо лучшей цены компании стараются привлечь клиента хорошим сервисом, прибегая к внедрению новых технологий - например, автоматическому снятию средств за проезд с банковской карты. Два крупнейших сервиса онлайн-заказа такси - Uber и “Яндекс.Такси” - пару лет назад объединили свои платформы, что повлияло на рынок такси в России, Армении, Беларуси, Казахстане и еще нескольких странах СНГ.
Как известно, “клиент голосует кошельком”, потому и выбирает, где “дешево и сердито”, пусть и не совсем безопасно. Поэтому все больше казахстанцев пользуются онлайн-сервисами. Это удобно, оперативно и выгодно - можно самому указывать стоимость поездки, оговаривать нюансы, не платить за ожидание и самое главное - моментально найти автотранспорт, готовый доставить в нужное место. Но есть и обратная сторона медали, а именно отсутствие ответственности и гарантии безопасности. Так, некоторые онлайн-сервисы оказывают услуги без проверки наличия у водителя разрешительных документов и соответствия требованиям законодательства. Пассажирам могут попасться недобросовестные таксисты, и нет гарантии, что они прошли медицинское освидетельствование, у них есть страховка и автотранспорт находится в технически исправном состоянии. К тому же частные извозчики, пользующиеся мобильным приложением, в большинстве случаев не оплачивают налоги и не оформляют договора обязательного страхования ответственности перед пассажирами, что не защищает имущественных интересов последних в случае, если они получат ущерб жизни и здоровью в результате возможного ДТП. Кроме того, некоторые водители-частники порой не знают город, а ведь умение сориентироваться среди широких проспектов и маленьких улочек, проанализировать плотность транспортных потоков и выбрать оптимальный маршрут во всех странах считается неотъемлемой профессиональной характеристикой высококвалифицированного таксиста. В лондонских такси не встретишь уже привычного в наше время GPS-навигатора. Перед тем как получить лицензию лондонского таксиста, которую выдает Учреждение общественных перевозок, необходимо успешно сдать тест на знание топографии (аналогично и в Германии).

 

 

Чтобы решить все эти нюансы, в некоторые отечественные законодательные акты по вопросам транспорта внесли поправки, позволяющие урегулировать деятельность онлайн-сервисов и вывести из тени нелегальных извозчиков, пользующихся мобильными приложениями. Этот закон принял сенат в апреле этого года. Отныне такси-приложения Uber, Indriver, Yandex будут контролировать, и они должны соответствовать требованиям транспортного законодательства. Разработчики закона, а это Министерство по инвестициям и развитию, предполагают, что принятие таких поправок позволит в дальнейшем применить действующие нормы и санкции в отношении популярных среди населения интернет-ресурсов и будет способствовать выводу из тени не менее 50 тысяч незаконных таксистов. Теперь все извозчики должны проходить медосмотр и иметь соответствующую категорию вождения. При этом транспортное средство не должно быть трехдверным и проходить регулярно технический осмотр. Для информационно-диспетчерских служб в рамках закона предъявляют требование - наличие обязательной регистрации.
Однако официальный рынок такси нельзя назвать “примером для подражания”. Многие казахстанцы жалуются, что таксисты приезжает с опозданием или не по тому адресу, на нехватку машин в часы пик, на недобросовестность водителей, которые могут по собственной инициативе внести коррективы в маршрут, а по прибытии озвучить пассажиру сумму, отличную от заранее оговоренной с диспетчером.
Между тем онлайн-сервисы всегда на шаг впереди. Сейчас одна из самых крупных платформ разрабатывает собственную биометрическую систему, которая сможет следить за глазами, выражением лица водителя, отслеживать другие параметры его состояния и поведения. Если система считает, что он устал или находится “не в том” эмоциональном состоянии, она будет советовать ему отдохнуть, а далее просто лишит его возможности принимать новые заказы. Эту систему уже тестируют, а после планируют массово внедрить во всех странах.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение