Дмитрий Акмаев
Выглядит более чем внушительно. Ну а как еще может выглядеть самый крупный в мире транспортный вертолет? Первый в Казахстане “Ми-26” вернулся в эксплуатацию после пятилетнего перерыва
Дрожит трава, гнутся деревья, люди, находящиеся в радиусе пятидесяти метров от этого воздушного гиганта, с трудом стоят на ногах. Восемь лопастей несущего винта сливаются в сплошную карусель. Пять человек экипажа проверяют последние мелочи. Момент отрыва от земли практически не заметен. Хотя, когда вертолет набирает высоту больше десяти метров, становится немного жутковато. Как такая махина, которая сама-то весит без малого двадцать восемь тонн, способна держаться в воздухе? Да еще и, как заявляется, может поднять двадцать тонн сверх того. Причем как внутри, так и на внешней подвеске. В принципе, именно для этого “Ми-26” и был приобретен. Теперь транспортный гигант будет служить на благо республике шестьсот часов полетов. Если учесть, что его крейсерская (то есть средняя) скорость порядка 250 километров в час, нетрудно сосчитать, что это целых 15000 километров, после которых вертолету снова потребуется техническая поддержка специалистов из Ростова-на-Дону.
Полет нормальный. Высота небольшая - метров семьдесят. Однако уже с нее наземная техника кажется маленькой. Хотя, по сравнению с “Ми-26”, любая техника кажется маленькой. Принимая во внимание тот факт, что в него помещается восьмиметровый бронетранспортер с командой. Именно такую технику “Ми-26” перевозил во многие горячие точки мира. А послужной список у него большой. Машины этого класса за время своего существования (с 1977 года) принимали участие в обеих чеченских войнах, операциях в Афгане и Карабахской войне. Летающий гигант незаменим для крупномасштабных операций. Он может десантировать 82 бойца в полной амуниции. Правда, для этого придется приземляться - для парашютных прыжков вертолет неприспособлен. Или забрать шестьдесят раненых с носилками.
Что же говорить о пользе “Ми-26” при спасательных операциях и пожарах? Ведь с большим количеством воды не сможет взлететь ни один в мире вертолет. Ближайший аналог с американских заводов Сикорского, “СН-53”, поднимает примерно вдвое меньше. Тем более, что с таким бортовым оборудованием “Ми-26” может совершать вылеты в любое время суток и даже при сложных погодных условиях.
Сейчас же погодные условия нормальные. Делаем небольшой вираж. Недалеко - метров 800. Может быть, девятьсот. Хотя могли бы пролететь то же расстояние, только в километрах. Или при необходимости подняться на высоту шести тысяч метров,. “Если загрузить под завязку, от Алматы до Балхаша долетим без проблем”, - говорят члены экипажа. И, судя по надежной и мягкой посадке, им можно верить.
Тем более, что первый казахстанский “Ми-26” был полностью обновлен и даже усовершенствован за пять лет, которые вертолет провел у себя на родине, в Ростове-на-Дону, единственном месте производства и обслуживания вертолетов этого класса. Изменения претерпели системы подачи топлива и управления. И с декабря прошлого года проходят последние настройки и облеты этого чуда транспортной техники.
Выходим из все еще работающего на холостом ходу гиганта. Воздушный поток от лопастей буквально придавливает к земле. Теперь экипажу предстоит нелегкая задача - зачехлить 33-метровый вертолет. Пока единственный. Но уже в скором времени количество казахстанских “Ми-26” планируют довести до шести единиц. Можно только представить, во сколько обходится обслуживание такого гиганта. Однако военные уверены, что пользы “Ми-26” может принести намного больше, заменив разом несколько вертолетов-малотоннажек.
Фоторепортаж Павла Михеева |