Марта Рогова Казахстанские власти приняли решение стимулировать любовь населения к казахстанскому производству. Точнее, заставить народ “привыкнуть” к наличию в стране массы товаров. А лучший способ воздействия на умы (и кошельки) - сделать красивый маркетинговый ход: приучить население видеть товары местного производства “перед глазами”. Для этого даже специальный приказ министра торговли издали
Новое Министерство торговли и интеграции (МТИ) взяло с места в карьер. Сказано “разрекламировать и поддержать” - сделано. На днях глава МТИ своим приказом изменил правила внутренней торговли в стране. Теперь треть всех торговых площадей в магазинах должна быть представлена продукцией, сделанной в Казахстане. Правилами предусмотрено, что магазины должны размещать товары отечественного производства “в визуально и физически доступных местах”. При этом они обязаны обозначать “места выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью “Сделано в Казахстане”, которую допускается устанавливать на несколько расположенных рядом товаров отечественного производства”. А также “размещают продовольственные товары отечественного производства на торговой площади или полочном пространстве не менее 30 процентов от общей торговой площади или полочного пространства, занятого продовольственными товарами”. При этом производителям (или их торговым представителям) достаточно просто подать заявку (письменную) на продажу их товаров в этой торговой точке. Если же таких заявок не будет, то, как говорится в новых правилах, “субъекты внутренней торговли, осуществляющие деятельность по продаже товаров посредством организации торговой сети, могут самостоятельно организовывать привлечение отечественных производителей”. Что касается торговых надбавок, то продавцам разрешено самостоятельно устанавливать стоимость товара. Но! За исключением социально значимых товаров. Здесь маржа продавца ограничена 15 процентами от закупочной цены производителя или оптового поставщика. Безусловно, новые правила нужны. Ведь теперь ни один магазин, ни одна торговая сеть не посмеют отказать казахстанскому производителю в реализации его продукции. Более того, продавцы обязаны будут вести визуальную пропаганду среди покупателей (вывесками “Сделано в Казахстане”) любви к отечественному. Есть лишь один нюанс. Отечественного товара может просто не хватить на треть всех полок в стране. Однако перспектива пустых полок нам не светит: обновленными правилами предусмотрено, что если магазин (торговая сеть) не сможет заполнить необходимую треть площади казахстанской продукцией, то “оставшиеся места и полочное пространство заполняются другими товарами по усмотрению субъекта внутренней торговли”. То есть треть полок под made in KZ вроде как обязательное условие, но если этого не будет... не судьба... Правда, пока непонятно, кто и как будет проверять торговые точки: реально ли к ним не обращались производители с просьбой о реализации своей продукции или торговцы просто не заинтересованы отдавать лучшие места под казахстанский продукт? Видимо, вопрос контроля вновь будет переложен на плечи бдительных и патриотично настроенных граждан, которых призовут “внимательно смотреть на полки” и сообщать “куда следует”. С другой стороны, наверное, активность будут проявлять и производители, которые много лет жаловались на “отсутствие доступа к точкам массовой реализации”. Правила вступят в действие в середине августа. И уже спустя месяц все казахстанцы смогут лично убедиться в объемах импортозамещения и степени развитости отечественного товаропроизводства.
Нур-Султан |