Алла Иванилова Довести долю электронных государственных услуг в 2020 году до 90 процентов - такую цель поставили в Казахстане
В последние годы в стране ведется большая работа по переходу на цифровое государство. Это позволило Казахстану выйти на 33-е место среди государств, оказывающих услуги в электронном формате. Также проделанная работа показала, что благодаря интеграции информационных систем можно исключить количество выдаваемых справок до 50 процентов. Заключительным этапом программы “Цифровой Казахстан” станет модель управления, где власти сами будут связываться с населением при необходимости оказания государственных слуг. При этом все операции можно произвести не выходя из дома, что значительно упростит жизнь и сэкономит время. Первой проактивной услугой стало получение свидетельства о рождении ребенка. После того, как ребенок родился, его матери автоматически направляется запрос для предоставления имени ребенка. Все другие необходимые сведения регистрирующий орган получает из соответствующих информационных систем, а недостающие запрашивает у услугополучателя через SMS-сообщения. Отправить по телефону можно и номер счета для оформления пособий по рождению и данные для постановки на очередь в детский сад. Заявителю остается только забрать готовое свидетельство о рождении или заказать его доставку на дом. Ранее за получением государственной услуги родители должны были обращаться несколько раз. Сначала регистрировали рождение ребенка, затем производилось назначение пособия и только потом постановка на очередь в детский сад. Также запущен проект по проактивному оказанию госуслуг для лиц с ограниченными возможностями, чтобы эти люди могли заниматься своим здоровьем, а не беготней по инстанциям. Он реализуется в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областях, Алматы и Нур-Султане. Теперь вместо очереди на медико-социальную экспертизу гражданин проходит все необходимые анализы и процедуры в медицинском учреждении, а уже сама больница подает документы на рассмотрение комиссии без идентификации заявителя, предоставляя только его медицинские данные. После рассмотрения комиссии заявителю сообщают результат. В этом году поставлена задача довести долю электронных государственных услуг до 80 процентов. Самые значимые, которые касаются многих казахстанцев, - услуги социально-трудовой сферы. Сейчас из 38 государственных услуг Министерства труда и социальной защиты населения 12 оказывают в электронном формате, три - проактивно и семь - композитно или в комплексе. Так, без заявления оказывают услуги по назначению пособий в связи с рождением ребенка. Комплексно или в композите по одному заявлению назначают все пенсионные выплаты. В текущем году в электронный и проактивный формат переведут еще 22 государственные услуги социально-трудовой сферы. Также до 1 июля будут сформированы социальные карты семей, что позволит увидеть тех, кому необходима господдержка. В перспективе это также позволит проактивно оказывать государственные услуги. В трудовой сфере продолжат реализацию цифрового проекта по внедрению системы электронных трудовых договоров, способствующей защите трудовых прав граждан. Чтобы повысить цифровую грамотность населения, в Казахстане вводят новый формат ЦОНов. Так называемые цифровые центры обслуживания, где получение государственных услуг полностью автоматизировано. Там нет операторов, и услугополучатели самостоятельно подают электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа. Также скоро казахстанцы смогут использовать технологии сканирования лица или отпечатки пальца. Для этого будут внедрять центры верификации, чтобы можно было получать услуги по биометрии на портале электронного правительства, через оператора или в пункте общественного доступа в центрах обслуживания населения.
Нур-Султан |