Ольга Шишанова Четыре года назад, когда президент Нурсултан Назарбаев в своем очередном Послании народу поставил задачу сделать Казахстан крупнейшим региональным экспортером мяса, поддержка агропромышленного комплекса страны должна была стать одним из важнейших направлений развития отрасли в сельском хозяйстве Казахстана. Однако значительные средства, которые выделяли на субсидирование увеличения поголовья мясных пород скота, их содержание и кормовую базу, оказались нацелены почему-то на закуп маточного поголовья из-за рубежа
То есть казахстанские сельхозтоваропроизводители, которым пообещали золотые горы, начали закупать зарубежных буренок таких пород, как ангус и герефорд. В то время как отечественные породы - белоголовая и аулиекольская - оказались в буквальном смысле невостребованными, несмотря на ряд достоинств, преимуществ и специально приспособленных селекционных данных, под которые эти две породы выводили именно для Казахстана. Более того, аулиекольская порода КРС уникальна уже тем, что ее нигде не встретишь, кроме как в Казахстане. Однако согласно многочисленным программам по развитию животноводства, выделенные субсидии тратили в евро и долларах на закуп тех пород, которые выводили и приспосабливали к своим, местным, условиям. А значит, они мало подходили для резко континентального климата Казахстана и тем более для местной кормовой базы, причем приобретение спецкормов обходилось порой едва ли не по той же цене, что и приобретенный КРС. Поэтому малый и даже средний бизнес республики, поначалу устремившийся в сельскохозяйственный сектор, с течением времени все чаще предпочитал избавляться от приобретенного поголовья даже себе в убыток. Что привело к новой волне посредников-перекупщиков, очередному увеличению количества должников по своим обязательствам в сфере сельского хозяйства и практически единогласному отказу банков второго уровня финансировать заведомо убыточные производства. Однако теперь по каким-то неясным причинам ситуация грозит повториться. Причем перечеркивая многолетний опыт местных хозяйственников. Дело в том, что утвержденные в нынешнем году новые правила субсидирования развития племенного животноводства теперь уже на совершенно законных основаниях не предусматривают финансирования для приобретения и дальнейшего увеличения отечественного поголовья. По той простой причине, что субсидии на покупку племенного скота от отечественных производителей отменили в пользу импортных. Все это наводит на мысль вот о чем. Одно дело, когда расплачиваться приходится валютой, где можно указать одну сумму, а выплатить совсем другую, распорядившись зачастую немалым остатком по своему усмотрению (а это государственные деньги), и совершенно иное, когда за приобретение пусть и в разы лучшего товара приходится платить намного меньше, а значит, и “навара” тоже никакого не будет. Разумеется, все это только предположения, но если вспомнить все предыдущие попытки чиновников реанимировать сельское хозяйство, то несложно заметить - задуманные планы зачастую оказывались далеки от реализации. И потому не совсем понятно, что двигало чиновниками при создании новой программы несколько лет назад, рекомендовавшей сбросить со счетов белоголовую, и начать завозить совершенно новые, неизвестные породы КРС, тратя на это миллиарды тенге? И что движет ими сейчас, когда они обещают довести производство баранины и говядины до 1,6 миллиона тонн, в то время как даже предыдущая экспортная программа, предусматривавшая ежегодный экспорт говядины в 60 тысяч тонн, благополучно канула в Лету?
Астана |