|
Алан Байтенов
В декабре 2008 года правительство планировало ввести повышенные таможенные пошлины на ввоз автомобилей старше 7 лет. По всем официальным и неофициальным сообщениям было видно, что проект полностью разработан и дело только за подписью президента. Но ожидаемый срок введения прошел, а все осталось по-прежнему
Такое ощущение, что власть имущие, недавно еще ратовавшие за самое скорое введение высоченных пошлин, теперь решили попросту отмолчаться и, по обыкновению, замять этот вопрос. Тем более, что сейчас против ввода такого оборота не только обыватель, но и общая ситуация в мире.
А отсутствие официальной информации порождает массу версий. Одна из самых последних - кризис коснулся АвтоВАЗа и ему попросту не на что развивать производство в Казахстане. Поэтому все и остановилось, так как правительство решилось на контроль этой ситуации исключительно для поддержания отечественного производителя. Поэтому и Евро-2 не нужен, так как повышение таможенных пошлин и новые стандарты по выхлопу идут рука об руку.
Дело, впрочем, не только в АвтоВАЗе. Если посмотреть мировые тенденции, станет ясно, что продажи новых автомобилей резко падают. Дошло до того, что мировые автогиганты сокращают свое производство, например, “Тойота” решила отказаться от строительства очередного планового завода, а БМВ вообще пришлось останавливать свои конвейеры, дабы не замораживать деньги на складах. Новые автомобили попросту не продаются, в ходу только секонд-хэнд. И что будет сейчас в Казахстане, подними пошлины на ввоз автомобилей старше семи лет? В связи с ситуацией в мире новые автомобили брать вообще не будут, продажи официальных дилеров упадут еще ниже, а вторичный рынок, наоборот, только поднимется в цене. Вот где сыграет наш менталитет: согласитесь, человеку ведь без разницы ввозил он этот автомобиль и платил намного больше за таможенную очистку, что в конечном итоге повлияло на стоимость авто, или он купил его уже здесь по старым ценам. Цены на свежепригнанные автомобили взлетят вверх, а за ними подтянутся и все остальные, деловая жилка сделает свое дело. Более того, все то, что у нас сейчас завезено, наоборот, при таком раскладе будет жить еще очень и очень долго. Тем более, что никаких ограничений на ввоз и реализацию запчастей никто вводить не собирается.
Конечно, в этой ситуации в идеале должны будут выгодно смотреться новые авто. По идее, они немного приблизятся по стоимости к старым. Однако не стоит забывать, что в отсутствии среднего класса “новье” все еще будет недоступно (как раз можно вспомнить про ограничение кредитования банками). Особенно это будет касаться регионов. Кто-то может возразить, мол, здесь как раз возьмутся за дело ВАЗы, так, например, в Европе они сейчас начали продаваться с удвоенной силой в разделе “недорогой автомобиль”. Так-то оно так, вот только в Европе не знают эти автомобили так же хорошо, как у нас, где имидж их сильно испорчен.
Возвращаясь к союзу повышения таможенных пошлин и стандартов Евро-2, надо вспомнить, что главный в этой паре все же экологический стандарт. Главным называем его потому, что мягко объяснить высокие таможенные сборы на более старые автомобили можно именно им. Однако, его введение также потребует массу объяснений, например: кто у нас производит нормальное качественное топливо Евро-2? Усовершенствовать в условиях кризиса и минимальных цен на нефть производство, да и еще за свой счет, довольно сложно. Уверены, государство не планирует вкладываться в улучшение производственных процессов НПЗ. Поэтому и тянуть с вводом будут как можно дольше, причем сами производители ГСМ. Такой поворот событий, возможно, тоже предугадывается государством.
В общем, лобби пришлось не вовремя. Согласитесь, что особенно начинаешь заботиться о здоровье только, когда у тебя все хорошо. Иначе просто не до него. Да и воевать с народом, как минимум, год (вспоминая “правый руль”) сейчас не с руки. |