|
Анна Шелепова
Сезон новогодних праздников - это еще и сезон скидок. Цены на одежду, бытовую технику, электроприборы снижаются от 15 до 90 процентов (в разных торговых сетях индивидуально). Традиционно в период рождественских распродаж американские и европейские потребители тратят огромное количество денег, и, по мнению аналитиков, некоторые магазины в эти дни собирают до 20 процентов от годовой выручки... По каким ценам торгуют казахстанские магазины в период праздников - выяснял корреспондент “НП”
Фокусы маркетинга
Витрины торговых центров южной столицы в эти дни пестрят объявлениями о тотальных скидках и распродажах. В некоторых бутиках это действительно похоже на правду, когда цена, скажем, на женский пиджак с 21 тысячи тенге снижается до 4 тысяч. В других же объявлениях выглядят крайне сомнительно. К примеру, платья от малоизвестной итальянской фирмы со скидкой в 30 процентов стоят от 45 до 65 тысяч тенге...
Однако, по мнению маркетологов, вместе с кризисом пришло то самое время, когда покупатель по-настоящему стал желанным, и в большинстве бутиков скидки “от 50 до 70 процентов” уже не являются рекламным трюком, при котором, как раньше, цены сначала задирали, а потом опускали. Сегодня катастрофически падает покупательная способность населения, а владельцы торговых предприятий опасаются затоваривания и буквально вынуждены устраивать распродажи.
Как отмечает маркетолог Руслан Маратов, у казахстанского рынка есть свои особенности. И в первую очередь, это низкая потребительская способность, к примеру, в сравнении с той же Европой. “Основная причина в том, что средние доходы казахстанцев намного ниже средних доходов европейских потребителей. К примеру, данные прошлогоднего соцопроса казахстанцев показали, что лишь 3 процента соотечественников готовы приобрести новый автомобиль.
К другим причинам относятся: более высокая стоимость потребительского финансирования, а также цены на товары выше, чем в Европе и США (за счет транспортировки и растаможки)”.
Так же к особенностям отечественного рынка можно отнести то, что у нас изначально спрос превышал предложение. Это было связано с активным ростом экономики страны в целом, соответственно, и доходов. В результате товар, какой бы огромной цена ни казалась, все равно расходился... Но с пресловутым финансовым кризисом ситуация резко изменилась. По мнению нашего эксперта, по нынешним временам своевременная скидка может повысить продажи и оживить интерес к непопулярной продукции и даже спасти компанию от разорения. Однако предпраздничные скидки на нашем рынке в большинстве случаев по-прежнему являются уловкой, когда незадолго до объявления распродажи магазины увеличивают цены на товары, чтобы цена осталась прежней, но уже с учетом скидки. Для этого не нужно много ума, достаточно лишь переписать ценник.
Как рассказал “НП” представитель одного из крупнейших салонов по продаже техники, в магазине принято проводить всякого рода акции, распродажи в целях привлечения клиентов, но на самом деле это не скидки. По словам продавца, реальная цена на товар может составлять, к примеру, 15 тысяч тенге. А продают товар по цене в 5 раз выше, а потом делают якобы скидку на этот товар на 25 процентов и продают за 56 тысяч тенге.
- Да, часто в ритейле так и делают, - комментирует наш собеседник, маркетолог Руслан Маратов, - особенно эта уловка работает в продаже электроники.- А вот в автобизнесе все сложнее, официальные дилеры этим не занимаются. Автомобиль выбирают долго и трепетно, часто всей семьей, с привлечением знакомых. Покупка нового автомобиля - это большое и эмоциональное событие в любой казахстанской семье. Для нас новый автомобиль еще не стал просто средством передвижения. Поэтому выбирают его несколько месяцев. Так, потенциальный покупатель изучает все предложения, превосходно знает цены, и применение сомнительных методов вызовет у него только раздражение.
Как правило, в крупных торговых сетях проводится два основных типа реальных распродаж, отмечает маркетолог. Первый тип заключается в том, что для распродажи магазины специально закупают дешевый товар и формируют привлекательный ценовой имидж. Второй тип - это распродажа товарных остатков, цена на которые может быть снижена до 70 процентов. Во всем мире глобальные распродажи одежды объявляются зимой и летом. Именно в указанные периоды сезонных скидок продаются прошлогодние и позапрошлогодние брендовые коллекции и товары от известных производителей.
В идеале, говорит маркетолог, распродажи должны быть, так как существует огромное количество факторов (в том числе на макроуровне), влияющих на процессы логистики и реализации товара. Самое главное, чтобы распродажи не были спонтанными, процесс должен быть запланирован, иметь свой бюджет, сроки реализации и критерии эффективности. |