|
Чем является для компаний участие в различного рода конкурсах а-ля “Выбор года” и прочих кроме удовлетворения амбиций руководства? Этим мы поинтересовались в нескольких компаниях, регулярно получающих престижные награды и статусы
Скажем, показательным примером может служить ситуация с продукцией оператора нефтепродуктов - компании Helios. Появление на отечественном рынке нового оператора несколько лет назад было воспринято основной массой водителей весьма настороженно.
Новый бренд постепенно прокладывал путь к сердцу потребителя. Компания заявляла о своем участии в конкурсах “Выбор года” в 2001, 2003, 2005, 2007 годах, собирается участвовать в следующем году. И в течение этого времени процесс признания компании экспертами престижного конкурса был неким “вещным” отражением признания продукции, но со стороны потребителя.
Сегодня обращение к услугам компании Helios говорит в пользу желания водителя сохранить агрегаты своего автомобиля в хорошем, работоспособном состоянии как можно дольше. Подтверждением качества топлива может служить и то, что, отправляясь на дальние междугородные расстояния, опытный водитель также предпочтет не более трех брендов, среди которых будет и Helios.
В компании Beautymania (“Бьюти Мания”) считают, что наличие маркетинговых наград и размещение упоминания о них (или самих наград) в торговом зале значительно влияет на принятие решения о покупке. Когда покупатель видит в магазине заветные почетные медали, он понимает, что не напрасно доверяет торговому дому или магазину.
- Это своего рода “знак качества” для покупателя, который мы ежедневно подкрепляем продукцией высокого качества, широким ассортиментом и квалифицированными консультантами, - делится менеджер компании Яна Приходько. - Победа в конкурсе “Выбор года” в номинации “Сеть салонов парфюмерно-косметической продукции” говорит сама за себя. Мы признательны нашим покупателям за оказанное нам доверие и высокую оценку нашей работы. Мы всегда с большим интересом отслеживаем, какие компании и бренды возглавляют список победителей “Выбора года”. Нас, как профессионалов, так и потребителей, интересует, кто лучший в различных категориях услуг и товаров, что помогает нам в дальнейшем легче ориентироваться в многообразии предложений.
Положительно к этой практике относятся и в пивоваренной компании “Балтика”. По словам ее представителей, здесь приветствуют проведение подобных конкурсов, механика которых позволяет выявить лучших по сумме определенных критериев, опираясь при этом не на сформировавшийся рекламный имидж номинанта, а на его реальные преимущества. Это помогает потребителям лучше ориентироваться в товарах и услугах, руководствуясь при выборе рекомендациями профессионального жюри конкурса.
Конкурсы, подобные “Выбору года”, ставят перед компанией сложные задачи. Во-первых, само участие стимулирует в компании стремление к производству продукта более высокого качества, чем у конкурентов. Во-вторых, присвоение товару такого рода знака качества обязывает и вне конкурса соответствовать заявленным критериям. Но это - своеобразный маркетинговый аудит компании. И в конечном счете - путь наверх.
Народные критерии, с профессиональной точки зрения, субъективны, тем не менее внешний вид, вкус, аромат, высота пены и ее стойкость относятся к органолептическим показателям пива и регулируются нормативными документами. Например, хлопок при откупоривании тары говорит о ее герметичности, а следовательно, и о сохранности продукта, что также обязательно контролируется на стадии розлива пива на производстве.
Кстати, к подобным проектам, связанным с оценками не только экспертов, но и рядовых потребителей, относится, например, road-show “Народный знак качества”, когда автопоезд компании “Балтика” проехал всю Россию за 5 недель. В ходе исследования более 3 тысяч совершеннолетних потребителей пива высказали свое мнение о компании и напитке. Между прочим, еще одна цель проекта “Народный знак качества” - повысить уровень осведомленности россиян о процессах пивоварения и развеять мифы, связанные с неверными представлениями о пивоваренной продукции.
В дополнение по поводу наград и оценок следует добавить еще кое-что. В арсенале пивоваренной компании “Балтика” имеются награды престижных международных конкурсов, среди которых своего рода пивной “Оскар” Brewing Industry International Awards, Хельсинкский пивной фестиваль, американский Word Beer Cup, немецкий European Beer Star.
Надо сказать, конкурс - это не простая “раздача слонов”, а серьезное мероприятие с привлечением специалистов из конкурирующих компаний. Жюри известных и престижных конкурсов состоит из экспертов, которые профессионально дегустируют представленные сорта и способны компетентно оценить качество и вкус образцов. Гарантией непредвзятой оценки становится проведение дегустаций “вслепую”, когда дегустатор не знает, продукт какой именно компании он в данный момент употребляет или использует.
Поясним это на примере. В Европе очень развиты пивные традиции, поэтому к качеству пива здесь предъявляются не просто строгие, а четко регламентированные требования.
Так, сорта, обладающие отличным ароматом, вкусом и стилем, награждаются золотыми медалями. Серебряными отмечаются сорта с правильным балансом вкуса и аромата и проявлением стиля. Бронзовые же медали и вовсе не предполагают стиль: ими награждаются напитки, в которых сочетаются достойный вкус и аромат. Поэтому получить признание европейских профессионалов для той же “Балтики” - это, конечно, знак качества.
Так что участие в конкурсах по борьбе за качество может рассматриваться наравне с проведением маркетингового исследования. А совокупность экспертных и потребительских оценок способна дать ответ на вопрос, в правильном ли направлении движется компания и насколько успешна ее маркетинговая политика.
Константин МАСКАЕВ |