|
Ярослава Науменко
Пассажир водителю не товарищ
Валидатор - как много в этом слове для сердца водителя троллейбуса слилось... Пятьдесят миллионов тенге, вложенные алматинским акиматом в оснащение “рогатых” этими “антикоррупционными” устройствами, увеличили ежедневный сбор более чем на миллион тенге и вроде как позволили побороть такое зло, как жульничание экипажа с оплатой проезда
И все же каждый вечер чуть позже часа пик я наблюдаю удивительную картину - заткнув варежкой отверстие приема монет, некая личность начинает собирать дань с пассажиров маршрута №7. Что интересно, продолжается это несколько дней кряду, то есть валидатор внезапно “ломается” после семи при одном и том же “мытаре”. К слову, таинственный господин был встречен мною накануне в троллейбусе №1. “Ба, знакомые все лица! А вы что, на всех маршрутах работаете? Я вас уже несколько раз вижу”, - обратилась я к “родному лицу”, когда мужчина, хмуро потупясь, потянулся за моим полтинником. “Мистер Икс” отдернул руку и, нервно улыбаясь, отбежал в конец салона. Денег он с меня не взял, я кинула мелочь в валидатор, который послушно выдал билет...
Подобного же рода “внезапные поломки” ежевечерне случаются у водителя троллейбуса №11, причем почему-то именно на отрезке пути по Абая от пр. Достык до ул. Байтурсынова (в остальное время валидатор трудится исправно). “Оплачивать мне”, - не допускающим возражения тоном басит женщина.
В другой раз в вечернем одиннадцатом деньги собирал некий субъект с надписью “visitor” (“посетитель”) на бейдже, которым “лжекондутор”, видно, пытался создать видимость официоза.
Если посчитать, то с сотни едущих в самое “рыбное” время пассажиров водитель легко собирает оброк в 5000 тенге. Умножив дань на 20 дней, мы получим 100 тысяч тенге! И это к неплохой по меркам кризисных времен зарплате водителей в 130 тысяч тенге.
В компании “Бест Кард” сообщили - все эти поборы незаконны, и если с вас требуют выдать деньги на руки, смело игнорируйте подобные заявления и не оплачивайте проезд вовсе, записывайте время и номер троллейбуса и сообщайте по телефону доверия 244-92-00. Более того, для борьбы с желающими подзаработать компания объявила еще и вознаграждение: “действо”, снятое на мобильный телефон, можно принести по адресу: Емцова, 47 (угол Рыскулова). Если предъявленные факты подтвердятся, водитель будет наказан. По словам менеджеров, таких разбирательств было уже немало и в последнее время незаконные поборы заметно сократились.
Кстати, наябедничать можно и по фактам, так сказать, жестокого обращения с валидатором. Сама я однажды была свидетелем, как водитель подскочил к электронной коробке и начал ее в целях починки бить ногами, отчего бедный аппарат, не выдававший билеты, пискнул и окончательно замолчал. Так новоявленному “луддиту” (луддитами называли английских рабочих, которые, протестуя против промышленного переворота, намеренно ломали своих конкурентов - станки и машины) был обеспечен целый день спокойного сбора денег. Хотя, по словам менеджера “Бест Кард”, компания регулярно проводит курсы повышения технической грамотности для сотрудников троллейбусных парков, пока подход особо не меняется. К слову, лупить валидатор и правда не стоило - на экране он всегда показывает в кодовом выражении тип произошедшей ошибки, и чтобы ее узнать, нужно заглянуть в короткий список ошибок, который прилагается в инструкции к такой технике. Неудивительно, что после “вправления мозгов” валидаторы повально перестают считывать так активно рекламируемые электронные смарт-карты, заставляя пассажиров бежать с мелочью к водителю и сводя на нет плюсы карточек. |