|
Автомобили покончили с лошадьми, после чего принялись за людей
Ездить, чтобы жить?
|
Ежегодно в Казахстане погибают три тысячи человек и более 30 тысяч получают травмы в результате дорожно-транспортных происшествий. Вероятность погибнуть в ДТП в нашей стране в 11 раз выше, чем, например, в Норвегии. Об этом говорится в исследовании, проведенном Всемирным банком. “Показатели смертности в ДТП высоки и во всех странах Центральной Азии, в Казахстане - 24,2 случая фатальных исходов в результате ДТП на 100 000 населения в год, в Кыргызской Республике - 22, в Таджикистане - 18,8, в Узбекистане - 11,2, в Туркменистане - 17,4”, - отмечают эксперты. При этом указывают, что во всем мире травмы, полученные в ДТП, являются основной причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет. Не рак, не сердечные заболевания и не войны. Высокий уровень смертности и травмы, которые приводят к непоправимым последствиям, отражаются и на экономике, создавая дополнительное давление на систему здравоохранения и государственный бюджет. Так, ежегодные экономические потери в результате смертности в ДТП составляют около 3-4 процентов ВВП в странах Центральной Азии. При этом в двух третях случаев жертвами ДТП становятся молодые мужчины в возрасте от 18 до 44 лет, то есть кормильцы семей. Государству же приходится увеличивать пособия и выплаты, чтобы поддерживать каждую семью. Например, ежегодно на поддержку семьи с двумя детьми, оставшейся без кормильца, в Казахстане выделяют более 400 тысяч тенге, примерно столько же составляет ежегодное пособие по инвалидности. А можно ли снизить этот показатель смертности в ДТП? Эксперты утверждают, что да. Опять же, ссылаясь на пресловутый Запад. Как показывает его опыт, это вполне возможно. Так, Швеция, Норвегия и страны Восточной Европы добились, казалось бы, невозможного. Швеция первой запустила национальную программу безопасности Vision ZERO (“Цель НОЛЬ”), чтобы достигнуть нулевого уровня смертности и серьезного травматизма на дорогах. Благодаря инвестициям в изучение проблемы, сбору данных и принятию мер на их основе, совместной слаженной работе различных департаментов внутри правительства и созданию эффективного законодательства эта инициатива стала успешной. За 15 лет в некоторых регионах страны смертность от ДТП снизилась на 80-90 процентов с момента внедрения программы. Но самой важной ее частью стала массированная пропагандистская кампания, на которую выделили большие средства и которая продолжалась в течение пяти лет. Это были не просто дежурные мероприятия в виде, например, лекций в школах и университетах, а общенациональная воспитательная акция, к которой подключились звезды кино и телевидения, певцы, артисты, спортивные знаменитости. Все они как бы “дежурили” вместе с полицией и по очереди выезжали на места ДТП и оттуда рассказывали о человеческих трагедиях, о сломанных судьбах, о смертях и травмах. И при этом призывали и призывали шведов одуматься, вести себя по-другому, помнить, что, садясь за руль, они рискуют помимо своей жизни жизнями сотен других людей. Кроме того, центральное правительство ввело поощрения тем муниципалитетам и районам, которые добились высокой культуры “взаимоотношения граждан на дорогах”. И прослыть регионом с безопасными дорогами стало в Швеции почетно и выгодно. Мы к чему это все говорим? “На проспекте Суюнбая столкнулись автомобили Subaru и Toyota Corolla. На перекрестке для встречного движения загорелся желтый с переходом в красный, все машины остановились, кроме одной - на перекресток выехала Toyota и врезалась в завершающий маневр Subaru. От удара последний откинуло к обочине в столб. Toyota отлетела, машину развернуло в обратном направлении. В результате пострадал пассажир из Toyota, его госпитализировали”. “На проспекте Райымбека автомобиль SubaruLegacy выбросило на проезжую часть. Рядом с улицей Ашимова он вдруг резко “нырнул” вбок. Его повело в сторону автобусной остановки и выбросило на тротуар, где машина ударилась о столб уличного освещения, затем - о стену подземного перехода. Его отбросило на проезжую часть, где он чудом не врезался в другие машины. Госпитализирован с тяжелыми травмами водитель”. “Молодой водитель погиб, машина врезалась в дерево. По неизвестной причине она выехала на полосу встречного движения. От полученных травм водитель скончался на месте”. “Молодого человека, перебегавшего через дорогу по пешеходному переходу, сбил двигавшийся по Северному кольцу на юг автомобиль. Со слов свидетелей, парня отбросило метров на 30. Автомобиль скрылся. Молодой человек, 1999 года рождения, скончался на месте”. Это всего лишь маленькая часть сообщений за сутки по Алматы. Только та часть, что попала в информационные ленты. А завтра будут еще сообщения и послезавтра. И, наверное, всегда? |