Алла Иванилова Столичный градоначальник на своем посту во второй раз отчитался перед горожанами, ответил на вопросы и рассказал об изменениях, которые в ближайшие годы ожидают Астану
В первую очередь в столице улучшат социальные условия - построят новые школы и объекты здравоохранения. Сегодня в 11 столичных школах обучение ведется в три смены. В этом году построят шесть новых школ на семь тысяч мест, что позволит полностью снять вопрос перегруженности школ. Также в ближайшие три года запланировано открытие девяти объектов здравоохранения, в том числе с привлечением частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Это разгрузит очереди в поликлиниках, а также снизит нагрузку на врачей общей практики до 1900-2000 человек. (Сегодня нагрузка составляет 2500 человек.) Кроме того, в рамках реализации проекта “SMART-медицина” до сентября текущего года планируется стопроцентно автоматизировать столичные клиники. Также акимат планирует присоединиться к программе ВОЗ “Здоровые города”, реализуемой в 30 европейских странах. Для этого разрабатывается концепция развития столичного здравоохранения “Астана - город здоровых людей”. В рейтинге жалоб астанчан - работа КСК. Столичный аким констатировал: “К сожалению, не все КСК работают эффективно, мы считаем, что около 30-40 процентов таких КСК”. В этом году планируется ввести рейтинговую оценку деятельности кооперативов. Также для решения этих проблем акиматом предусмотрен проект цифровизации ЖКХ - Е-КСК. В городской администрации надеются, что “сразу снимут важный вопрос нецелевого использования средств обслуживающими компаниями”. Цифровизация также предусматривает сокращение расходов. Внедрение целой системы, построенной на комплексе датчиков, которые “общаются” между собой, позволит регулировать работу всех инженерных сетей и делать ее максимально энергоэффективной. Пока левобережье активно застраивают (а в прошлом году в Астане в эксплуатацию ввели рекордное число квадратных метров - 2,36 миллиона, что позволило обеспечить квартирами 1062 семьи), старый центр города как могут преображают либо вовсе сносят. В новые квартиры из 228 аварийных домов переехали 3449 семей, или около 15 тысяч человек. Началась реализация второго этапа по сносу аварийного жилья, в рамках которого в течение пяти лет предполагается снести 150 многоквартирных домов. При этом с каждым годом цена за квадратный метр в новостройках снижается. Сегодня цена на государственное жилье не превышает отметку в 180 тысяч тенге за квадратный метр по линии Жилстройсбербанка. Как сообщил аким Астаны, в городе разрабатывается долгосрочная стратегия, которая позволит отойти от угля и использовать более чистые источники или чистый уголь. Совместно с представителями ПроООН, Всемирного банка и ряда международных организаций создана комиссия, управляющий комитет которой уже приступил к работе. При этом вопрос газификации пока остается открытым. Сегодня 50 процентов выбросов в атмосферу приходится на долю автотранспорта, далее идут ТЭЦ и частный сектор. В качестве топлива газ используется на 14 тысячах легковых автомобилях и 150 автобусах. Планируется создать дополнительные условия для пользователей велотранспорта. В частности, построят 60 километров велодорог. Не только качественный воздух, но и вода в столице на вес золота. За последние 10 лет объем потребляемой воды увеличился на 50 процентов. Население использует питьевую воду для полива огородов, газонов, мытья машин. Только 20 процентов автомоек обеспечены оборотным водоснабжением. Приборизация частного сектора составляет всего 21 процент. Сегодня одна из ключевых потребностей населения - доступ к централизованному водоснабжению: “вода в доме” составляет 97,5 процента, 2,4 процента населения пользуются уличными водозаборными колонками. Децентрализованным водоснабжением (скважины) охвачено 0,1 процента, или 294 абонента. “Мы примем жесткие меры, нам нужно экономить питьевую воду”, - отметил Асет Исекешев. Что касается вопросов безопасности в столице, то градоначальник констатировал, что система “Сергек” помогла снизить аварийность на дорогах на 18 процентов. При этом за счет систем видеонаблюдения во дворах и подъездах домов преступность снизилась на 20 процентов. Для дальнейшей безопасности на дорогах планируется на всех магистральных улицах убрать пешеходные переходы и установить “умные” светофоры, которые интегрируют со всеми светофорами. На небольших улицах, где останутся светофоры, пешеходные переходы оснастят специальными знаками и ярким освещением в ночное время. Столичный аким рассказал, когда завершится реализация одного из самых долгоиграющих проектов в Астане - легкорельсового трамвая. Сейчас строится ветка от аэропорта до нового железнодорожного вокзала. Завершение строительства ожидается в конце 2019 года. Построят эстакадную линию протяженностью 22,5 километра, включающую в себя 18 станций, 10 подземных, восемь наземных пешеходных переходов.
Астана |