|
Алан Байтенов Марат Принбеков, генеральный директор ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис”, сказал “НП”, что не платить за парковку, в принципе, можно. Мол, если ты хочешь сыграть в игру. Ведь, говорит господин Принбеков, не факт, что тебя за это обязательно накажут, мол, это так, лотерея. А позже он усугубил положение дел - всего, оказывается, удалось взыскать только 37 процентов выписанных штрафов за неоплаченную парковку! Это, к слову, из 128 миллионов тенге только за 2017 год. Остальное “висит”
Сколько зарабатывают ТОО “Алматы СпецТехПаркинг Сервис” и еще два ТОО, которые, как выразился господин Принбеков, заняты “в этом бизнесе”? (Но при этом постоянно упоминает, что их цель - лишь порядок в городе, но никак не заработок...) А вот не зарабатывают, оказывается. Так, господин Принбеков и не ответил на прямой вопрос коллег по цеху, сколько же конкретно заработало ТОО (плюс еще две штуки - RR2 и “Аланпаркинг”) за 2017 год. “Поймите, мы оплачиваем налоги, мы выплачиваем зарплату - эта сумма покрывает расходную часть. Мы ничего не получаем - сумма практически вся расходуется”, - указывает Марат Принбеков. Но при этом совершенно четко говорит - инвестировали в 2017 году 711 миллионов тенге. Получили с парковок за 2017 год 659 миллионов тенге. И заплатили налогов 269 миллионов тенге. Значит, работают в убыток? Но и на это господин Принбеков как топ-менеджер оказался не согласен: “Сейчас наше состояние нельзя назвать убытком, сейчас наши расходы покрывает приход...”. Так сколько же, простите?! “Наша цель не сбор денег, а заградительная мера. Чтобы разгрузить наиболее сложные территории города”, - отмечает Марат Принбеков, напомним, являясь генеральным директором частного ТОО...
Мы и сами рады отдавать деньги Удивительный, великолепный город Алматы. Особенно люди, которые здесь живут, открытые, доверчивые, честные, умные. Или, как сказал господин Принбеков, “интеллектуально подготовленные”: “Мы анализируем, изучаем мировой опыт. Очень радует ситуация, что жители нашего города более интеллектуально подготовленные. На примере других городов мы видим, что внедрение ее (системы платной парковки. - “НП”) проходило очень тяжело. У нас народ интеллектуально более подготовленный - пользователь много вопросов не задает”. И несет свои денежки в кассу. Пусть немного, но вопросы все же есть. И как раз по той самой главной части, которая требует аккуратности и максимальной точности “движений” - финансовой. Сейчас объясним. Когда нет чувства обязательности платежа, когда нет уверенности, что нарушителя общепринятого порядка накажут, нет и ощущения того, что весь этот аттракцион (иначе назвать сложно) со сбором денег за парковку в городе Алматы в принципе законен и профессионален. А люди, которые этим занимаются, компетентны собирать и распределять довольно-таки большие деньги. Ведь только за прошлый год, говорит Принбеков, собрали, повторимся, около 659 миллионов тенге! Вашему вниманию разговор из сессии вопросов и ответов. Автора материала как пользователя платной парковкой интересует момент неотвратимости платежа. То есть, если посмотреть глубже, вопрос эффективности и компетентности управляющего ТОО. - Правильно ли я понимаю - у автолюбителя сегодня нет возможности посмотреть конкретное время пользования услугой парковки непосредственно перед оплатой? Отвечал Рашид Максутов, начальник технического отдела компании “Алматы СпецТехПаркинг Сервис”. - У вас есть первые 15 минут бесплатно. А позже вы сами должны определить, сколько будете стоять на парковке. Инспекторы фиксируют тотально каждый автомобиль на парковке, и далее система уже высчитывает, сколько вы оплатили и сколько пробыли. - Так где же тогда ознакомиться с этой информацией, прежде чем я оплачу парковку? - Вы должны оплатить вперед, по предоплате. Вы не можете ознакомиться и сказать: “Я пробыл здесь 1.30” и оплатить 150 тенге... - То есть, получается, время фактически не учтено? И тут в разговор резко вступил Марат Принбеков. - Вы сами себя контролируете. Вы простояли 15 минут. Вы включаете мобильное приложение, нажимаете на кнопку и даете старт, отсчет времени. А приложение уже отчитывает время посекундно. - Что будет, если я не нажму? И контролер вдруг не прошел, что происходит довольно часто... - Это лотерея. Зафиксировали - оплатите, не зафиксировали - вы в выигрыше... Как-то без особой радости ответил Марат Принбеков. Видимо, это действительно проблема. А потом добавил такое: “Если же мы ставили цель заработать, то, естественно, какие-то контрольные функции на въезде и выезде мы бы осуществляли. Наше дело - расчистить места скопления и навести там порядок”. Фактически сегодня многое держится на совести автолюбителя. Тот самый принцип авансового платежа, когда ты платишь вперед. Такая форма оплаты не только освобождает от обязанностей следить за аккуратностью движения средств, но и фактически убыточна. Ведь если нет контроля над количеством времени и оплаченных денег по конкретному автомобилю, значит, и не весь объем средств подконтролен. И здесь уже вопросы должны возникать у проверяющих органов. Мы уверены, что со стороны ТОО в финансовом смысле все чисто, так как информация по оплате уходит непосредственно в налоговые органы. Но вот что интересно - есть ли у этого ТОО статистика по людям, которые “в выигрыше”? Ну и, собственно, сколько они выиграли и сколько, получается, потеряли город, бюджет? А может, поминутное пользование парковкой конкретным человеком не видит даже оператор? Но тогда, если есть подобный реестр, где конкретно посчитано все по минутам и секундам, то почему у нас, пользователей этой системы, нет доступа к этой информации? Ведь мы, напомним, платим деньги. И мы первые, кто имеет право знать, за что конкретно и кому оплачено. Кстати, и проверяющие органы почерпнут в таком реестре много полезного. Конечно же, если он все же существует. Впрочем, как сказал господин Принбеков, алматинцы более интеллектуально подготовленные и поэтому много вопросов не задают. Просто делаем, что от нас требуется - платим. В который раз и опять-таки неизвестно кому. Кстати, у всех подобных схем есть своя черта - рано или поздно они, отбивая свое, уходят в небытие. Что, не исключено, может произойти и с существующей, с первого взгляда, передовой системой сбора средств с населения. Здесь, как в казино, надо бы вовремя остановиться. Откажутся... Мол, так могут отреагировать коммерсанты на предложение, например, поменяться пропорциями получения прибыли, по заслугам в смысле. Что же, город может себе позволить, платная парковка - исключительно социальный проект, который должен реализовываться только на бюджетные деньги. Собственно, и собирать их надо в полном объеме и самостоятельно. А бизнесу во всем этом уготована другая роль - по договору устанавливать паркоматы, знаки и наносить разметку. Ведь это тоже вполне высокооплачиваемая работа, исполнить которую найдутся желающие.
Что в сухом остатке? Получается, что если номер моего авто не проходит по базе, значит, я могут не платить. А если должен, то почему не могу ознакомиться со своей персональной статистикой? Ведь на какой-то основе, напомним, формируются штрафы. Видимо, очень хлопотно этим заниматься - организовывать доступ ко всем “внутренностям”. По каким причинам? Ответить на этот вопрос, по крайней мере сейчас, мы не можем. Вот и получается, что проще напугать всех штрафами и заставить платить авансом. Хоть сколько-нибудь. А там как пойдет. А что если акимат города как один из участников проекта объявит акцию - мол, не нашел информацию по своему автомобилю с указанием точного времени и денег оплаты, можешь свободно ехать. Что-то вроде: не дали чек - услуга за наш счет. Вот тогда, уверены, все вопросы с точным исчислением денег и доступом к этой информации были бы решены, что называется, “в минуту”. Ведь с деньгами так нельзя, как по принципу “примерно от двух до десяти”. И напоследок о штрафах за неоплату. “Что касается штрафов, то штрафы за уклонение от оплаты парковок составили 128 миллионов тенге. Сегодня в бюджет города поступило около 120 миллионов тенге”, - отметил господин Принбеков. Однако позже, на сессии вопросов, он вдруг выдал совершенно иную информацию - взыскиваются, то есть именно поступают в бюджет, всего 37 процентов... О чем это говорит? О двух вещах. Во-первых, еще “явнее” проявляется низкая эффективность работы судебно-исполнительной системы. А во-вторых, и в без того забитых архивах появляются новые пачки неработающих долговых расписок.
|