|
Сергей Леонов Актрисам (да и некоторым актерам) в Голливуде дают престижные роли в кинохитах отнюдь не по их талантам, а совсем за другие достоинства. Нетрудно догадаться - за какие. Это было известно или об этом ходили сплетни? После серии секс-скандалов в этой фабрике грез теперь это ясно абсолютно всем
Причем эта скандальная серия, которая никак не прерывается, уже стала красноречивой иллюстрацией того, что в западном обществе происходит нечто, объяснению не поддающееся. Причем эта весьма и весьма своеобразная “борьба за нравственность” уже вышла далеко за пределы Голливуда и быстро перекинулась в другие сферы - в большой спорт, мир финансов, политику. Оговоримся сразу, что сам этот проверенный прием конкурентной борьбы - обвинение видных деятелей искусства, спорта, финансов и политики в сексуальных домогательствах - не новый и использовался во все времена. Однако в последние полгода мир с изумлением наблюдает на Западе самый настоящий психоз вокруг этой темы, когда обвинения в том, что кто-то несколько десятков лет тому назад погладил кого-то, извините, за заднее место, превратились в повод для изгнания из рядов “рукопожатных”, из профессии, из приличного общества, из общественной жизни вообще. И, надо полагать, не сама эта тема достойна какого-либо исследования, потому что исследовать в этих грубоватых проявлениях чувственного влечения нечего, а вот нагнетание психоза, использование общественного ханжества в борьбе за контроль над целыми сферами современной жизни - вот это сегодня вызывает пристальный интерес специалистов по общественной психологии методов ведения психологической войны. Для начала вспомним, как это начиналось и что за всем этим стояло. Итак, в начале октября прошлого года в газете New York Times на первой полосе (это в бумажной версии, а на сайте это была тема номер один) вышел материал о том, что почти легендарный 65-летний продюсер Голливуда Харви Вайнштейн, оказывается, отличался сексуальными домогательствами к начинающим актрисам и сотрудницам собственной компании Weinstein Company (ранее - Miramax) на протяжении 30 последних лет.
|
Гвинет Пэлтроу и Харви Вайнштейн
|
После этой публикации, как в голливудском триллере, все развивалось стремительно - всего за несколько дней Вайнштейн потерял работу, от него ушла жена, на него ополчились коллеги, он стал буквально изгоем. Причем список актрис, наперебой обвинявших Харви, множился с каждым днем. Артистка Эшли Джадд (снималась в фильмах “Дивиргент”, “Твин Пикс”) вдруг вспомнила о том, как 20 (двадцать!) лет тому назад продюсер пригласил ее в отель под предлогом деловой встречи. В номере Харви вышел к девушке в халате и предложил сделать ему массаж или полюбоваться, как он моется в душе с соответствующим откровенным продолжением. В течение первых двух недель травли Вайнштейна после публикации в New York Times уже по всем американским СМИ сообщалось, что с приставаниями продюсера познакомились восемь молоденьких актрис, но вскоре к ним стали присоединяться еще и еще. С заявлениями выступили Гвинет Пэлтроу и Анджелина Джоли, которые рассказали, что Харви домогался их на самой заре их карьеры. И, судя по всему, небезуспешно. Например, актрисе Гвинет Пэлтроу было 22 года, когда Вайнштейн взял ее на главную роль в экранизации романа Джейн Остин “Эмма”. Перед съемками Харви вызвал молодую актрису в отель и якобы напрямую сделал непристойное предложение. Гвинет встречалась в то время с Брэдом Питтом, который заступился за девушку. Выходит, у Харви как бы ничего такого не получилось, но он предупредил актрису, чтобы та никому не рассказывала о случившемся. По словам же Анджелины Джоли, она столкнулась с подобным поведением со стороны Вайнштейна во время выхода фильма “Превратности любви” в конце 1990-х годов. По рассказам Джоли, она не получила бы тех ролей, которые сыграла, если бы не “соответствующее поведение” во время подобных эпизодов. Иными словами, роли, полученные Джоли, - это результат ее уступчивости в отношениях с Вайнштейном. Но Вайнштейном начавшийся психоз, конечно же, не ограничился. Одним из тех, кто следующим оказался втянут в скандал, стал актер и продюсер Стивен Сигал. Его обвинила в сексуальных домогательствах американская киноактриса Порша де Росси. По ее словам, она пришла к Сигалу на кинопробы, во время которых он сказал, что очень важно иметь взаимную симпатию за кадром, и предложил эту симпатию попробовать установить, так сказать, непосредственно и на месте и расстегнул при этом брюки... К обвинениям бедного Сигала в домогательствах и непристойном поведении присоединились также актриса Джулианна Маргулис и супермодель Дженни Маккарти. Но New York Times не унималась и выдавала один “разоблачительный” материал за другим. Вскоре газета написала также об обвинениях в адрес режиссера Романа Полански - бывшая германская актриса Ренате Лангер заявила, что режиссер изнасиловал ее, когда актрисе было 15 лет. Лангер стала четвертой женщиной, обвинившей Полански в домогательствах. Но это уже не было особенной новостью - Полански несколько лет скрывается в Европе от американского правосудия. Однако теперь он оказался в этой серии как раз кстати.
|
Роман Полански и Рената Лангер
|
Шесть женщин, в том числе актрисы Оливия Манн и Наташа Хенстридж, заявили, что их домогался Бретт Рэтнер, - это уже разоблачительную эстафету подхватила газета Los Angeles Times. Сам режиссер в ответ подал в суд на одну из предполагаемых жертв, обвинив ее в клевете, пишет Hollywood Reporter. Но это, пожалуй, единственный случай, когда кто-то попытался отбиваться от обвинений, в подавляющем же большинстве случаев обвинения стали неотразимой публичной пощечиной, которая, как правило, заканчивалась нокаутом объекта обвинений.
“...Переспала со всеми кобелями в Голливуде...” Давайте вкратце обобщим, так сказать, пролог всей этой грандиозной кампании под названием “Борьба против сексуальных домогательств” на примере самого видного голливудского персонажа, с которого все началось и которого в результате этой “борьбы” просто уничтожили. Вы только вдумайтесь: около трех десятков лет всесильный продюсер Голливуда Харви Вайнштейн домогался молодых актрис и сотрудниц фирм, в которых работал, предлагая в обмен на близость предоставить женщинам помощь в карьерном росте. В числе жертв оказались актрисы Эшли Джадд, Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, Азия Ардженто, Энджи Эверхарт, Жюдит Годреш, британские исполнительницы Кейт Бекинсейл, Лизетт Энтони, Софи Дикс, исландская певица Бьорк, вьетнамская модель и актриса Ву Тху Фыонг, также глава “Роскино” Екатерина Мцитуридзе. Всего с обвинениями против Харви Вайнштейна пока выступили более 50 женщин: от звезд Голливуда до костюмеров.
|
Стивен Сигал и Порши де Росси
|
А теперь попробуем принять сам факт того, что все перечисленные (а сколько еще не перечисленных!) актрисы получили свои роли в результате того, что они переспали с влиятельным продюсером. Конечно, о подобной практике в киноиндустрии (да только ли в ней?) всегда ходили слухи и сплетни, только вот для миллионов и миллионов поклонников Голливуда эта постыдная реальность “вдруг открылась” столь ошеломляюще, как будто перед ними, как на гигантском экране, разыграли не величественный блокбастер с красивыми актрисами, мускулистыми, монументальными исполнителями главных мужских ролей, потрясающими декорациями и суперсовременными спецэффектами, а грязное примитивное реалити-шоу. Если бы какая-нибудь звезда 1930-50-х, например Джоан Кроуфорд (помните такую?), сейчас воскресла и почитала то, что публикуется в газетах и в интернете, то она сильно удивилась бы, а из-за чего такой крик? Как пишет американский кинокритик Арчибальд Стернер в той же New York Times: “Добиться встречи с хозяином студии MGM Луисом Майером, переспать с ним, чтобы получить контракт (а до этого переспать с агентом и каждым мужчиной, который мог привести ее к той самой заветной кушетке), было частью игры с судьбой, возможностью выжить и вырваться из бедности, а секс считался платой за билет на вершину”. Мало того, со временем Кроуфорд узнала, что фильм получается лучше, если перед началом съемок переспать с режиссером. А если хочешь, чтобы камера показывала тебя самым выгодным образом - стоит соблазнить еще и оператора. Кроуфорд настолько преуспела в этой игре, что ее вечная соперница Бетт Дэвис публично сказала: “Она переспала со всеми кобелями в Голливуде, кроме овчарки Лэсси”. Стернер пишет, что когда совсем неопытный 23-летний Стивен Спилберг явился в 1969-м, дрожа от волнения, домой к Джоан Кроуфорд, чтобы поговорить о работе над телефильмом “Ночная галерея”, 63-летняя звезда встретила его в одном халате, быстро сбросила его, присмотрелась к юнцу-режиссеру и сказала: “Нет, все-таки я гожусь вам в бабушки”. Спилберга потрясла будничность, даже рутинная отрепетированность, с которой Кроуфорд относилась к сексу с режиссером как к части работы. Однако здесь есть существенное отличие истории Кроуфорд от того, что происходит в наши дни: большинство этих и других случаев объединяет одно - о них предполагаемые жертвы насилия решили рассказать лишь в октябре 2017 года, после скандала с продюсером Харви Вайнштейном, то есть спустя десятилетия. Чего Кроуфорд не делала никогда. Как с иронией пишет та же New York Times, если бы Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу, Эшли Джадд, Кара Делевинь, Роуз МакГоуэн - все обвинившие Вайнштейна в домогательствах актрисы - снялись в одном фильме, он бы наверняка собрал кассу. То есть продюсер продавал роли в кинолентах за секс, трогал женщин за грудь и бедра и даже принуждал к оральному сексу, как выяснилось, чуть ли не каждую вторую встреченную актрису. И перечисленные актрисы, и те, кого еще не перечислили, на все это соглашались, и мы теперь знаем их как выдающихся актрис, воплотивших на экране выдающиеся образы. А скольким не менее выдающимся актрисам путь наверх был закрыт из-за того, что они не соглашались на то, чтобы покупать роли в кинолентах за секс, чтобы их трогали за грудь и бедра и даже принуждали к оральному сексу?
“Сниматься”, чтобы сниматься? Надо полагать, что кампания разоблачений, связанных с сексуальными домогательствами, сегодня в самом начале. Подобные обвинения стали неотразимым оружием не только в борьбе за контроль над киноиндустрией, но и в политике. Но мы сейчас не о ней, а о совсем другой подоплеке происходящего, на которую почему-то мало кто обращает внимание. Никто, например, не задается вопросом: а зачем все это самим актрисам Голливуда, которые наперебой публикуют свои “воспоминания” о бурной молодости? Обратимся к мнению упомянутого нами кинокритика Арчибальда Стернера: “Вдумайтесь в эту коллизию - Джоли признается фактически в том, что успех ее карьеры стал возможен лишь из-за того, что она умело вела себя в постели с продюсерами и режиссерами. Но почему об этом Джоли кричит на каждом углу именно сегодня? И главное - какой смысл лично ей кричать именно сегодня? Ее карьера завершается, получать новые роли ей теперь не так важно, как во времена ее молодости, и что - “прибавить” к своей славе великой киноактрисы и такую славу, как слава жертвы сексуального насилия и домогательств? Вы не находите в этом чего-то противоестественного?” Нам, правда, не совсем понятен вопрос Стернера о противоестественности. Потому как все происходящее - это вообще изначально какой-то абсурдный сценарий. Посудите сами. В течение десятилетий актрисы получали своих “Оскаров”, боготворили и благодарили за это Харви Вайнштейна, снова и снова снимались в его фильмах, снова и снова для этого залезали к нему и кому-то еще в постель - и вдруг им все это... надоело. Верите ли вы во все это? Может ли зритель голливудских фильмов после всего этого верить в то, что перед ним на экране - великие актрисы, добившиеся своей славы, признания, денег, в конце концов, только потому, что они талантливы и трудолюбивы? Ведь на поверку выходит, что эти беспринципные и весьма свободные в своих нравственных приоритетах женщины добивались славы и признания весьма банальным путем, при этом, повторимся, те кандидатки на роли в голливудских блокбастерах, которые не согласились на такой путь, но были, скорее всего, не менее одаренными, - остались неизвестными и непризнанными. Получается, что одна из самых знаменитых персон известного политического секс-скандала Моника Левински отобрала будущее лишь у одного политика, Била Клинтона, тогда как эти дивы, вспомнившие вдруг о своей потерянной невинности десятилетия спустя, отобрали это будущее у сотен и сотен других, куда более достойных претенденток на восхождение на артистический олимп. Некоторые специалисты по США сегодня утверждают, что всплеск интереса к интимным подробностям жизни знаменитостей - это ликвидация столпов вашингтонско-голливудской элиты. Словно сценарий для американского шпионского триллера. Убирают одного за другим. Методично и последовательно. Но что за этим стоит? Политическая месть? Сведение счетов? Желание получить свои пять минут славы? Любопытно, что до недавнего времени “в прицеле” были только те люди, на которых держалась пропаганда идеологии демократов. Харви Вайнштейн, Кевин Спейси, Дастин Хоффман... Едва ли это весь список. И вот в самые последние дни мы наблюдаем логическое продолжение психоза: регулярно и постоянно стали поступать сообщения о том, что “в прицел” попал уже и сам президент США Дональд Трамп и все чаще попадают его сторонники. Их также начали активно “отстреливать”, вспоминая приставания и поглаживания сотрудниц, молодых волонтеров, помощниц. Но давайте об этом поговорим в другой раз. Когда кого-то уже реально “отстрелят”.
|