|
Роман Андреев
Полноценная отрасль казахстанского бизнеса рискует оказаться вне закона. Новый Налоговый кодекс может поставить жирный крест на развитии значительной части вендинга в Казахстане. За этим непривычным для обывателя словом вовсе не скрывается новый вид коммерческой деятельности. Речь идет о реализации товаров и услуг посредством автоматических торговых точек, к присутствию которых мы давно привыкли
Дабы оценить масштаб проблемы, следует представить себе, что есть вендинг в современном мире. Уже сегодня в уличных автоматах люди во всем мире покупают кофе и газировку, готовые обеды и свежевыжатые соки, предметы личной гигиены, косметику, сигареты, газеты, книги, аудио-, видеодиски и так далее. Добавим к этому возможность оплатить через такие аппараты услуги сотовой связи, коммунальные платежи, денежные переводы, а также произвести обмен валюты, и станет очевидно, что подобные машины просто заменяют людей.
В Японии, к примеру, через торговый аппарат сегодня можно купить или заказать практически все. Число вендинговых автоматов в этой стране в скором времени может сравняться с числом жителей! Подобная же ситуация складывается и в странах Запада, где на каждые 200-300 жителей приходиться одна такая машина.
Несколько лет назад в Лондоне открылся первый в мире супермаркет, где все товары реализуются с помощью таких аппаратов. Впрочем, что говорить о странах развитых, если в соседней России (где, к слову сказать, до последнего времени существовала та же проблема, что и у нас сегодня) власти Москвы рассматривают возможность замены всех киосков и павильонов по продаже прессы в метрополитене на торговые автоматы.
И, конечно, дело здесь не только в оптимизации процесса покупки, но и в сущности оказываемых услуг: торговые автоматы исключают контакт с продавцом, а значит, потребителя никто не обсчитает и не выдаст некачественный товар.
|
Почему люди боятся машин? |
Несмотря на эти явные преимущества, в Казахстане вендинговый бизнес развивается абы как. По самым оптимистичным подсчетам, емкость рынка заполнена лишь на 15-20 процентов. Причина этого досадного недоразумения банальна - несовершенство законодательства. Фактически сегодняшние операторы торговых автоматов работают на полузаконных основаниях.
Да, в нынешнем Налоговом кодексе понятие “торговый автомат” имеется, но не предусмотрен специфический для этого рода коммерции режим налогообложения. А значит, предприниматели должны руководствоваться стандартными схемами расчета с бюджетом. Последние, в свою очередь, подразумевают необходимость установки на каждый объект налогообложения (читай - торговый автомат) контрольно-кассовой машины (ККМ), которая должна быть зарегистрирована по месту дислокации. Вот здесь-то и возникает ряд технических и специфических для бизнеса трудностей.
Во-первых, поскольку в Казахстане не производятся торговые автоматы (за исключением небольших предприятий, занимающихся сборкой электронных терминалов), большинство вендинговых машин завозится к нам из-за границы. Но в них, чаще всего, не предусмотрена возможность установки ККМ. Ведь на Западе вендинговый бизнес изначально работает по специальной схеме налогообложения. Оттого и производители оборудования, в большинстве своем, не создают инженерных приспособлений для обустройства в своих автоматах ККМ. К тому же каждый торговый автомат имеет устройства для приема монет и банкнот, которые, в свою очередь, изготавливают совсем другие производители.
Выходит, что каждый оператор должен договориться, как минимум, с двумя производителями о том, чтобы они разработали непосредственно для его марки автоматов специальное программное обеспечение для установки ККМ. Но кто захочет заниматься этим бесплатно? Особенно учитывая, что казахстанский рынок даже при максимальном росте не является слишком важным для любого более-менее авторитетного производителя.
Конечно, можно поэкспериментировать - попробовать самим встроить ККМ в торговый автомат (без предварительного согласования с производителем), но кто тогда будет нести ответственность, если из-за такого постороннего вмешательства “накроется” само оборудование? Цена которого, между прочим, достигает нескольких тысяч евро за единицу.
Во-вторых, даже если предположить что какие-либо компании предусмотрят такую возможность специально для казахстанского рынка, то сразу возникнет другая проблема - необходимость регистрировать ККМ по месту дислокации. Преимущество вендингового бизнеса в том и заключается, что торговый автомат всегда можно перебазировать с неперспективного места установки (или переставить временно для обслуживания конференций, выставок, семинаров и т.д.). Порой это приходится делать по несколько раз в месяц. И если с каждой обыденной передислокацией оператору придется демонтировать, перепрограммировать, перерегистрировать ККМ, то он этим делом вряд захочет заниматься вообще.
В-третьих, еще одной проблемой является необходимость ежедневного снятия с ККМ отчета и последующей инкассации, так как выручка с аппарата снимается не каждый день, а по мере необходимости. Кроме того, часть вырученных денег должна постоянно быть в автомате, чтобы машина могла выдавать сдачу.
- Сейчас вся надежда на новый Налоговый кодекс, - уповает один из предпринимателей, - но если и в нем не будут отражены специфические особенности вендингового бизнеса, нам опять придется “выкручиваться” на местах. Мы решили выяснить, что по этому поводу думают сами разработчики нового Налогового кодекса, и направили соответствующий запрос в Министерство экономики и бюджетного планирования, а затем и в Министерство финансов. Как следовало из ответа, об этой проблеме уполномоченные органы наслышаны, и проект нового Налогового кодекса, цитируем: “Разработан с учетом особенностей вендингового бизнеса и в определенной степени упрощает процедуру исполнения налоговых обязательств субъектов предпринимательства”. Но, видимо, не для всех участников рынка.
Из пояснения: “...В соответствии с подпунктом 4 статьи 644 проекта Налогового кодекса понятие контрольно-кассовой машины включает в себя в том числе фискальный модуль и компьютерную систему, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров и (или) оказании услуг”.
Вот мы и вернулись к тому, с чего начали! Хорошо, предположим, компьютерную систему действительно можно использовать как регистр. Но лишь компьютерную систему, связанную с виртуальными денежными переводами (то есть через банк). Эта схема, в частности, будет работать у операторов мобильных терминалов, принимающих различные платежи.
А что делать остальным? Как к компьютерной системе можно подключить аппарат по продаже прессы, жевательной резинки, кофе, шоколадок, презервативов, в конце концов? Выходит, как бы ни назывался регистр - ККМ или фискальный модуль, его все равно сложно (если вообще возможно) подключить к той или иной торговой машине.
Все это очень напоминает ситуацию, когда наши чиновники решили проконтролировать сборы с компьютеров, установленных в игровых и интернет-кафе. Дескать, необходимо срочно установить ККМ на компьютеры - ну, чтобы знать, сколько каждый компьютер приносит прибыли и честно ли отчисляют налоги хозяева таких заведений.
И все бы ничего, да только не нашлось такого мастера, который бы смог установить надежный регистр в компьютер. Ведь такая техника предусматривает массу алгоритмов решения одних и тех же задач! И если сегодня одному программисту удалось настроить компьютер на верный подсчет заработка, то завтра другой сделает так, что машина будет показывать только убытки. Пришлось оставить эту затею, правда, только через несколько лет - окончательно вымотав предпринимателей.
Правда, как пояснили в Минфине, ККМ, которыми оснащены торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. То есть изменение места дислокации торгового автомата или терминала оплаты услуг теперь не влечет за собой обязанности предпринимателя обращаться в налоговый орган для перерегистрации контрольно-кассовой машины... Так “специалистами” решена одна побочная проблема, но не основные.
Еще один интересный момент: в Казахстане нет ни одного торгового аппарата по продаже сигарет и алкогольной продукции. Дескать, закон запрещает продажу этих товаров лицам, не достигшим восемнадцати лет. Однако на тот момент, когда принимался запрещающий закон у нас, в той же Великобритании уже стояли сотни аппаратов, продающих сигареты только при наличии водительского удостоверения. Следовательно, встроить в такой аппарат считыватель штрих-кода с казахстанского удостоверения личности было бы еще проще. И работали бы они (эти аппараты) куда честнее многих наших продавцов, пренебрегающих законом ради прибыли.
Так или иначе, отечественные предприниматели надежды не теряют и не отказываются принять во внимание любые другие формы расчетов с бюджетом. В частности, они предлагают использовать для своих отчетов книги учета расходов и доходов, как это предусмотрено для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Или ими предлагается осуществлять контроль за вендинговыми компаниями на предмет уплаты налогов по принципу оценки вероятности неисполнения налоговых обязательств налогоплательщиком.
Бизнесмены также готовы рассмотреть фиксированные ставки налога на каждый автомат, как это действует в случае с компьютерными клубами, бильярдными столами, игровыми дорожками в боулинге.
P.S. Пока материал готовился к печати, глава государства 10 декабря подписал новый Налоговый кодекс, и 1 января следующего года он вступает в силу. |