|
Зарина Абденова
Казахстан - петрогосударство, в котором основными источниками доходов являются добыча и реализация нефти и нефтепродуктов, а основными статьями расходов - расходы на безопасность, правоохранительную деятельность и на чиновников. Какие вызовы стоят перед нефтяной отраслью с падением цены на нефть, обсудили представители НПО и СМИ на семинаре “Баррель перемен. Нефтегазовый сектор Казахстана и устойчивое развитие”, который состоялся 27-28 ноября в Атырау. Мероприятие было организовано общественным фондом “Центр бюджетного планирования и экономического мониторинга” при поддержке Фонда Сорос-Казахстан и Центра ОБСЕ в Астане
Причины изменения стоимости нефти на мировом рынке окутаны густым туманом информационного шума. Догадки встречаются самые экзотические - вплоть до влияния Солнца на активность нефтяных брокеров.
По мнению консультанта компании Intsok (Норвегия), бывшего вице-президента компании Statoil Вилли Олсена, аксиомами нефтяного рынка являются ценовые колебания и увеличение потребления нефти.
Начиная с открытия нефти в Пенсильвании во второй половине XIX века, мировая нефтяная промышленность пережила не менее восьми циклических пиков активности, после которых наступал резкий и неизбежный спад. Нефтяная отрасль - типичный пример boom/bust-бизнеса, то есть такого, для которого характерны периоды лихорадочной активности, чередующиеся с временами застоя. В этом рынок нефти не уникален.
По словам председателя “Центра анализа и прогнозирования” Малика Исабекова, цена на нефть волатильна, потому что зависит от многих факторов, в том числе от геополитики. “Нынешняя политика цен была предполагаема аналитиками, потому как предложения превышали спрос. Я думаю, в 2009 году повышение цены будет в районе 70 долларов за баррель, поскольку спрос повышается постепенно. Что касается низкой цены на нефть для казахстанской экономики, то это фактор негативный, на примере Атырау можно сказать, что месторождения стали убыточными. Некоторые нефтяники заключают фьючерсные сделки, торгуя себе в убыток в связи с поставкой в европейские страны. Себестоимость казахстанской нефти достаточно высокая, в том числе из-за транспортных развязок и большой перевалки по Каспию и по трубопроводу, поэтому на данный момент есть просто убыточные скважины”, - рассказал “НП” г-н Исабеков.
|
Цена на нефть: вызовы и надежды... |
Низкая цена на нефть может привести к различным политическим событиям, считает член коалиции “Нефтяные доходы - под контроль общества” Тогжан Кизатова. Она отметила, что первая закономерность в развитии петрогосударств обратно пропорциональна: чем выше цены на нефть, тем ниже уровень демократии в нефтереспублике.
Госпожа Кизатова привела пример, когда первой страной из петрогосударств Персидского залива, где прошли честные и свободные выборы с участием женщин и где полностью было пересмотрено трудовое законодательство, стало островное государство Бахрейн. И это наступило именно тогда, когда начали истощаться запасы нефти и при этом цены на нефть стали падать. Безусловно, взлет или спад экономической и политической свободы в обществе не поддается точному количественному измерению и не имеет четкой цикличности, но определенная тенденция существует...
Она усугубляется еще одним фактором: чем выше нефтяные цены, тем меньше лидеров петростран волнует то, что о них думает и говорит мировое сообщество. И, напротив, чем ниже цены на черное золото, тем активнее нефтереспублики вынуждены продвигаться к политическому и общественному строю, отличающемуся большей прозрачностью, более внимательным отношением к мнению оппозиции, большей сосредоточенностью на создании образовательных и правовых систем, позволяющих дать гражданам максимальные возможности для конкуренции, предпринимательской деятельности и привлечения зарубежных инвестиций. И опять же, чем ниже цена на нефть, тем чувствительнее лидеры нефтегосударств относятся к тому, как их действия воспринимают за рубежом.
Валидация - независимая, регулярная оценка процесса реализации EITI (инициатива прозрачности добывающих отраслей промышленности), направленная на повышение прозрачности информации о выплатах добывающих компаний страны, владеющей природными ресурсами, в Казахстане является главным событием 2009 года, сообщил директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан Антон Артемьев.
Он добавил, что руководство страны сделало официальное заявление о намерении реализовывать EITI и уже включило в бюджет расходы, связанные с валидацией. Критерии EITI заключаются в публикации информации обо всех платежах компаний и всех доходах, полученных правительством, проведении аудитов, независимых сверок и других мероприятий. По словам г-на Артемьева, прохождение валидации существенно скажется на имидже страны в мировом сообществе.
“Для казахстанского правительства, которое осуществило переход к трехлетнему бюджету, нынешняя цена на нефть - вызов, который необходимо преодолеть грамотной и разумной политикой. На сегодня правительство уже снизило заложенную в бюджет цену с 60 до 40 долларов за баррель нефти, поэтому если ценовое дно на нефтяном рынке остановится на этом уровне, то все будет нормально. Но я боюсь, что можем вспомнить позабытое всеми слово “секвестр”... 30 миллиардов средств Национального фонда - это не очень много, и на сколько хватит запаса прочности казахстанской экономики? Впрочем, это хороший урок всем нам, что не стоит всецело полагаться на нефть и ожидать притока в страну легких нефтедолларов”, - сказал Антон Артемьев.
Текущая ситуация должна стать хорошим стимулом для осознания необходимости осуществления вложения в инвестиционные и инновационные программы развития, альтернативные отрасли вложения инвестиционных доходов. Глобализация, международное разделение труда внесли свои коррективы, но нам нужно ориентироваться на рынки стран СНГ, так как они исторически взаимосвязаны и взаимозависимы. Необходимо также учитывать конкурентное преимущество, что очень трудно, имея в качестве соседа Китай. Так, развивать легкую промышленность в связи с этим весьма нерентабельно, а вот, например, сельское хозяйство имеет массу конкурентных преимуществ и много инновационных идей в этой сфере.
По окончании семинара участниками был выработан совместный план практических действий по повышению прозрачности добывающей промышленности. Одним из пунктов стала идея создания электронной площадки, при помощи ее ресурсов широкая общественность в режиме он-лайн-конференций по запросу могла бы встречаться с представителями нефтяных компаний и чиновниками и получать всю интересующую информацию о доходах и расходах нефтяной промышленности. |