Мадина Меирманова Пересечение границы страны - всегда процесс долгий. Что в аэропортах, где очереди за “штампом в паспорт”, что на автомобильных пунктах пропуска. Но если туристы хоть и ворчат в очередях, но ждут, то для бизнеса любое промедление выливается в финансовые затраты. Сократить время и сэкономить деньги поможет, как считают в правительстве, радикальное обновление таможенных процедур
Улучшения бизнес-среды в любой стране обязательно сопровождается созданием максимально комфортных условий при пересечении товарами границы. В противном случае бизнес, который зависит от поставок товаров из-за рубежа, будет развиваться “со скрипом”, неся большие убытки. В том числе и моральные. Пару дней назад тему чрезмерной сложности пересечения границы поднял заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, совещаясь с представителями Минфина: “Если вы сами на уровне вице-министров поедете на границу, условно Кыргызстана, вас проведут в течение 10, возможно меньше, минут. На днях мне тоже оттуда звонили, говорят: “Мы пять часов не можем пройти в сторону Иссык-Куля. За это время я бы дважды вернулся в Алматы”. Можно было распределить эти машины: и грузовые, и легковые, и людей. Все в одном месте - и животные, и люди”. “Нужно системно разобраться, чтобы люди заходили и в течение получаса проходили через границу”, - заявил Шпекбаев. Но если люди в течение получаса границу пройти смогут, то товарам нужно времени немного больше. А вот насколько больше это “немного” и есть ключевой вопрос на таможне. Потому что чем короче время прохождения таможенных процедур и чем они проще, тем с большим удовольствием бизнес использует нашу страну, в том числе и в качестве транзитной территории для доставки грузов в другие страны. В настоящее время на финишную прямую вышло принятие нового Таможенного кодекса ЕАЭС - он находится на ратификации в странах-участницах. Но уже сейчас все государства меняют внутренние процедуры под новые нормы. По словам министра национальной экономики Тимура Сулейменова, главным отличием нового единого Таможенного кодекса от предшественника является “автоматизация бизнес-процессов на таможне”. Речь идет об электронном декларировании товаров без обязательства приложения дополнительных документов. “Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях, например, при технических сбоях”, - сообщил Сулейменов. Кроме того, власти решили “лишить работы” брокерские компании, введя норму о возможности заполнения транзитных деклараций и пассажирских таможенных деклараций сотрудниками таможни. “В целях обеспечения принципа “партнерство государства и бизнеса” нами пересмотрены упрощения для уполномоченных экономических операторов. Теперь они обладают дополнительными упрощениями при транзите с признанием их статуса на всей территории Евразийского экономического союза. Кроме того, в отношении операторов таможенные операции будут совершаться в первоочередном порядке непосредственно на их складах”, - сообщил Султанов. Помимо этого Казахстан вводит отсрочку на месяц по таможенным платежам и налогам. “В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. Это, к примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы”, - рассказал Сулейменов. Одновременно с этим инвесторам предоставили право реализации товаров просто на основании заявлений до подачи таможенной декларации, но “не позднее 10 числа следующего месяца”. Как сообщили в Миннацэкономики, данная норма распространяется также на таможенные процедуры свободного склада, свободной таможенной зоны, переработок”. Обновление таможенного законодательства Казахстан стимулирует и развитие казахстанско-китайского проекта - международного центра приграничного сотрудничества “Хоргос”. Там разрешено использование ряда товаров без декларирования и уплаты таможенных платежей. “Это позволит ввозить иностранный товар для сферы услуг и общественного питания без дополнительных затрат”, - сообщили в Минфине. Кроме того, новое таможенное законодательство дает добро на создание на территории “Хоргос” магазинов дьюти-фри (в розницу). Что, по мнению властей, привлечет к центру международного приграничного сотрудничества дополнительные потоки туристов.
Астана |