|
Константин Маскаев Правительство Казахстана внесло некоторые изменения и дополнения в правила, которые регулируют вопросы регистрации мигрантов внутри страны. По нашим наблюдениям, многие вопросы, связанные с пребыванием иностранцев в Казахстане, а также и перемещение самих казахстанцев внутри страны были поставлены заблаговременно до открытия и проведения Всемирной выставки в Астане. Объяснять здесь ничего не нужно. Понятно, что в рамках проведения ЭКСПО на кону оказался престиж страны. Впечатления, которые увезут отсюда многочисленные иностранные гости, во многом будут зависеть и от того, с кем придется столкнуться
Отвыкнуть от института прописки, который в сознании граждан связан с ограничением свободы перемещения и контролем со стороны государства, нам, видимо, не дадут. А с переходом на электронный документооборот и введением функции электронного правительства об анонимности вообще можно забыть. С одной стороны, это очень удобно, поскольку сокращает время на получение различных бумаг. Но в обмен на это вся подноготная отдельно взятого гражданина собирается в одной или нескольких, связанных между собой, электронных базах. Впрочем, законопослушного гражданина такая прозрачность не должна особо беспокоить, если орган, собирающий и обслуживающий эти базы данных, способен обеспечить их сохранность и целостность. Кроме того, институт регистрации граждан не ограничивает права на свободное передвижение и соответствует международной практике. В той или иной форме учет населения ведется в большинстве развитых стран, так как на него опирается планирование экономической и социальной политики в стране или отдельном регионе. Кроме того, ряд изменений и дополнений в некоторые законодательные акты увязан с вопросами противодействия экстремизму и терроризму.
Как пояснил начальник отдела миграционной службы Бостандыкского района Алматы Марат Тулеуов, сам термин “прописка” официально больше не используется. Теперь говорят “регистрация”. Она бывает постоянной и временной. В соответствии с действующим законодательством граждане, проживающие в Казахстане - и казахстанцы, и иностранцы, должны быть зарегистрированы. И если гражданин не проживает по месту постоянной регистрации, он может (и должен!) временно зарегистрироваться по месту проживания. Причем с недавнего времени о такого рода регистрации должен беспокоиться владелец жилья, который предоставил его гражданину для проживания на любых условиях - аренды или безвозмездно. В законодательстве введена административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации. В соответствии с Гражданским кодексом место регистрации является юридическим адресом гражданина, по которому ведутся налоговый, воинский и другие виды учетов. Сведения о регистрации из информационной системы МВД в режиме реального времени поступают в государственную базу данных о физических лицах, доступ к которой имеют 15 госорганов. Это дало возможность получения актуальной информации о месте жительства граждан. Наличие этих сведений в электронной базе данных также освобождает граждан от необходимости сбора и предоставления справок при получении различных госуслуг. Сведения о регистрации используют различные организации. Минобороны - для осуществления воинского учета, ЦИК - для составления списков избирателей по округам, Минздрав - при обращении граждан в органы здравоохранения, выплате социальных пособий и других выплат, Минюст - при регистрации актов гражданского состояния, оформления недвижимости, Минфин - для налогового учета, Минобразования и науки - при распределении мест в организации дошкольного, среднего образования, другим вопросам. Предусмотренные законом поправки позволили усилить контроль за внутренней миграцией и повысить эффективность деятельности органов внутренних дел по регулированию миграционных процессов. Подобная практика регистрации по месту жительства, как известно, не нова. Ее сохранили и преобразили в России, странах Прибалтики, Молдове, Грузии, где ведется Единый регистр населения и предусмотрен обязательный явочный порядок регистрации. В то же время в Германии регистрацию производят муниципальные службы, на что отводится до двух недель после прибытия на новое место жительства. За несвоевременное сообщение о въезде или выезде из квартиры либо использование чужого адреса предусмотрен штраф в размере от одной до 50 тысяч евро. В Австрии для регистрации по месту жительства гражданин представляет в полицию документ, удостоверяющий личность, и договор об аренде либо покупке жилплощади. В Бельгии адрес гражданина заносят на идентификационную карту удостоверения личности после подачи гражданином в ратушу заявления о переезде. Подобную практику применяют и в других странах Евросоюза. То есть с введением регистрации места жительства граждан Казахстан еще на шаг приблизился к мировым стандартам, принятым в развитых странах. Оформление регистрации проводят в центрах обслуживания населения (ЦОНах). На это требуется 10-15 минут. Гражданин способен сделать это самостоятельно - через портал электронного правительства. Регистрация оформляется в день обращения. Предварительного снятия с регистрационного учета с прежнего места жительства теперь не нужно. Выписка с прежнего адреса производится автоматически. Допускается регистрация по месту работы либо учебы - в случае отсутствия возможности регистрации по фактическому месту проживания. Основной задачей регистрации граждан является мониторинг процессов внутренней миграции, учет количества проживающих граждан для определения потенциала развития каждого населенного пункта при разработке государственных и региональных программ развития территории. Попутно это позволяет решить проблемы “резиновых квартир”, в которых прежде могли бесконтрольно проживать нелегальные трудовые и иные мигранты. Для регистрации требуются: письменное согласие владельца жилья, его удостоверение личности (личное присутствие обязательно), удостоверение личности регистрируемого и квитанция об уплате госпошлины за регистрацию по месту жительства в размере 226,9 тенге, или 0,1 МПР. К слову, регистрация не тождественна укоренившемуся в сознании граждан более зрелого возраста институту прописки. Регистрация гражданина в жилом помещении не определяет его право претендовать на жилище и не является основанием для приобретения права собственности. Поэтому вполне объяснимая обеспокоенность в данном случае уже неактуальна. |