|
Александр Мироглов С самого начала он шел убивать. Не испытывая ни капли сомнений, таразский стрелок Максат Кариев стрелял в любого, кто вставал у него на пути. Почти час он держал в напряжении и страхе весь город
Выстрелы в оружейном 12 ноября 2011 года. Был обычный выходной день, не предвещавший из ряда вон выходящих событий. Все изменилось около полудня, когда на пульт дежурного “02” поступил вызов о стрельбе в оружейном магазине. Звонила женщина из торговой точки неподалеку. Объяснить точно, что произошло, она не могла, лишь сообщила, что отчетливо слышала несколько выстрелов. К прибытию на место патрульного экипажа “Беркут-1” на улице собралась толпа, которая пыталась привести в чувства продавца. Как выяснится позже, Бахыткуль Бектурганова оказалась единственной выжившей в момент нападения на оружейный магазин. - Утром я как обычно пришла на работу, - рассказывает она. - Около половины двенадцатого позвонила дочери, поговорила. И только положила трубку, зашел он. Он был похож на обыкновенного клиента, стал задавать вопросы. Его интересовало автоматическое оружие. Я рассказывала. Неожиданно он поднял руку, в которой был обрез, и выстрелил рядом со мной. Сразу поняв, что происходит, и пытаясь сохранить жизнь, женщина даже не пыталась нажать на тревожную кнопку. Любая попытка с ее стороны означала мгновенную смерть. Нападавший Максат Кариев вел себя агрессивно, заметно нервничал и все время окриками торопил женщину, требуя отдать ему автоматы “Сайга” и “Чезета”. Бахыткуль доставала оружие, когда увидела, что дверь в оружейную комнату открыта. Как только преступник получил автомат и отвлекся, она спряталась под прилавком и ползком добралась до оружейки. Заметив это, Кариев начал стрелять, но Бахыткуль успела закрыть за собой бронированную дверь. Это и спасло ей жизнь. Как в магазине были убиты охранник Вячеслав Федосенко и случайный посетитель Нургали Оразбаков, женщина не видела. Она лишь слышала выстрелы, находясь за наглухо запертой дверью. Когда приехали первые наряды, террорист уже покинул место происшествия. С собой из оружейного магазина он прихватил два полуавтоматических карабина и около трех десятков патронов. - У нападавшего было время беспрепятственно скрыться. После случившегося продавец была в шоковом состоянии и прежде чем позвонить в полицию еще долго просидела в запертой оружейке. Выйдя, она бросилась в соседний магазин сообщить о налете. Бахыткуль была так напугана, что забыла и про городской, и про сотовый телефоны в своем магазине, - рассказывает бывший руководитель центра оперативного управления ДВД Жамбылской области Олег Никитюк. - Экипаж, приехавший по вызову, обнаружил убитого охранника и тяжело ранненного посетителя магазина. Здесь же был брошен обрез гладкоствольного ружья. - Кариев был неплохо вооружен. У него были два обреза, газовый пистолет и гранатомет. Но для того, чтобы устроить настоящую бойню, не хватало автоматического оружия. За ним он и пришел в магазин, - вспоминает бывший заместитель начальника по следствию ДВД Жамбылской области Марат Кожаев. - Заполучив карабины “Чезета” и “Сайга”, он мог стрелять уже более прицельно.
Тактика убийцы Оружейный магазин “Маке” Максат Кариев покинул пешком. В каком направлении он ушел, очевидцы сказать не могли. В тот момент, когда полицейские прочесывали соседние дворы и улицы, поступил очередной вызов о стрельбе. По словам звонившего, вооруженный мужчина зашел в магазин “У дяди Вити” по улице Приманова и, несколько раз выстрелив в воздух, потребовал от посетителей и персонала лечь на пол. - Я был в магазине, когда туда вошел мужчина в спецодежде “Казахтелекома”. У него было два автомата и гранатомет. Несколько раз выстрелив, он забрал у меня ключи от моей “девятки” и вышел, - рассказывает потерпевший Равжан Садыков. Тем временем в магазине “Маке”, где были убиты два человека, уже работала следственно-оперативная группа. - К оружейному мы направили сразу несколько опергрупп: из районного и городского управлений внутренних дел и из ДВД Жамбылской области. Пока работали там, поступил звонок о нападении на продовольственный магазин “У дяди Вити”, - вспоминает бывший начальник областного ЦОУ Олег Никитюк. - Я делал обход территории, когда прозвучали выстрелы. Подумал сначала, что показалось. Но через полминуты снова услышал стрельбу. Когда ближе подошел, увидел испуганных и бегущих прочь женщину с ребенком. У машины рядом с магазином стоял парень лет 25. Как только мы встретились взглядами, он приказал мне лечь. Я сначала не понял, а он опять повторил приказ: “Лечь!”. Только когда я увидел у него автоматы, пришел в себя и стал убегать. Он стрелял вслед с криками “Аллаху акбар!”. Но я бежал дальше и по рации просил вызвать полицейских из железнодорожного отдела, - в деталях вспоминает о происходящем сотрудник военизированной железнодорожной охраны Жанат Базарбеков. Несмотря на то, что полиция прибыла за считанные минуты, преступнику удалось покинуть место происшествия чуть раньше. Посадив в авто владельца угнанной “Лады”, патрульный экипаж “Беркут-3” бросился вдогонку. На задержание стрелка уже был ориентирован весь личный состав оперативных служб города. Полицейские предупреждены, что преступник крайне агрессивен и открывает огонь на поражение при малейшей опасности. - К оружейному магазину Кариев приехал на иномарке с шашечками такси. Водителю он угрожал оружием, тому ничего не оставалось, как подчиниться. Заполучив автоматы, Кариев забрал из машины гранатомет и по переходу пошел через железнодорожные пути. Так быстрее. Чтобы пересечь “железку” на машине, нужно делать большой круг, да еще на пути оказался бы пост полиции, - объясняет логику Кариева Марат Кожаев. Практически молниеносное развитие событий в двух районах города и отсутствие сколько-нибудь точной информации о нападавшем не дали полицейским возможности сразу понять, что оба нападения - звенья одной цепи, а происходящее ни что иное, как хорошо спланированный, пусть и одиночкой, террористический акт.
Бои в городе Тем не менее уже в 12 часов 4 минуты дежурный ЦОУ докладывает о произошедшем руководству. Мгновенно принимается решение о введении плана “Перехват”. Со всего города к местам происшествий направляются дополнительные патрули - как автомобильные, так и конные, и пешие. Тем временем экипаж “Беркут-3”, выезжавший к магазину “У дяди Вити”, перестал выходить на связь с дежурным. Только через четыре минуты безуспешных попыток связаться с патрульными в ЦОУ услышали ответ. Один из полицейских сообщил, что на пересечении улиц Грэсовская и Лукманова, у железнодорожного переезда, экипаж обстреляли. Есть погибшие и раненые. Нужна “скорая помощь”. - Он неожиданно выехал нам навстречу из-за переезда. Дорогу не успели перекрыть. Полицейские остановились, он тоже остановился и сразу начал стрелять. Я услышал, как посыпались стекла. Сначала я нагнул голову, а потом открыл заднюю дверь и начал убегать. Он все стрелял, один сотрудник отстреливался, - вспоминает потерпевший Равжан Садыков. - Расстояние очень маленькое, а у него полуавтоматическая винтовка “Чезетта” была, - объясняет Марат Кожаев. - Он стрелял в машину и первыми выстрелами сразу попал и в водителя, и в автоматчика. Без повреждений из машины успел выскочить только старший сержант Мырзалиев. Он обежал машину, вытащил гражданского и, отстреливаясь, отходил за железнодорожную насыпь, прикрывая собой потерпевшего. Огневая позиция, на которой оказался Кариев, была выигрышной. Стрелял он с острого угла. Пули, пробив водительскую дверь и бронежилет, серьезно ранили старшего сержанта Полата Аянкулова и сержанта Жаксыбека Байсеитова. Тогда Кариев быстро приблизился, взглянул на раненых полицейских и молча хладнокровно добил их почти в упор. - Когда была перестрелка на переезде, там получился затор, - рассказывает Олег Никитюк. - Свидетелей было много. Один из звонивших сообщил, что стреляют в наших сотрудников. Наш оператор “02” попросила не бросать трубку и объяснить, в какую сторону бежит преступник. “Он никуда не бежит. Он спокойно ходит и стреляет!” - сообщил голос.
Главная цель Расправившись с патрулем, Кариев сел в угнанное им авто и продолжил свой кровавый путь. В следующий раз машину с ним заметили по улице Демьяна Бедного. Преступник ехал в центр города, туда, где расположены крупные торговые центры, офисы, жилые дома. Одно неверное движение, неправильно принятое решение - и под обстрел могли попасть совершенно случайные люди. Мужчина, ставший свидетелем стрельбы на железнодорожном переезде, “сел на хвост” преступнику и постоянно поддерживал связь с дежурным смены ЦОУ, сообщая его координаты. Но Кариев быстро заметил слежку. Его ответом преследователю стала автоматная очередь. Только после этого очевидец отстал. К этому моменту стало ясно, что все происшествия связаны между собой, а вооруженный до зубов преступник продолжает расхаживать по городу. В Таразе был введен план “Сирена”. В срочном порядке подняты все полицейские подразделения и направлены в район перестрелок. Опера, прибывшие к расстрелянной полицейской машине, сообщили в центр очередную неприятную новость: стрелок забрал автомат одного из убитых патрульных. Почти 15 минут никакой информации о террористе не поступало: он словно сквозь землю провалился. Именно столько времени понадобилось Кариеву, чтобы добраться до ДКНБ Жамбылской области. Это здание и было его главной целью. И именно для этого он все время носил с собой гранатомет. В 12 часов 32 минуты Кариев из гранатомета стреляет по окнам здания областного департамента КНБ. Снаряд летит точно в окна актового зала. Именно в это время здесь намечалось проведение совещания с руководителями подразделений. Но незадолго до произошедшего его отменили. Отправив вслед снаряду автоматную очередь, террорист вновь садится в авто и покидает место преступления. - От здания комитета нацбезопасности он проехал на автомашине не более 400 метров, - объясняет Марат Кожаев. - Заехав в тупик, Кариев оставляет авто и вновь идет пешком. Позже в машине мы обнаружили автомат, который он забрал у убитого на переезде сотрудника. В патроннике заклинил патрон. “Горячий” центр Но идти пешком дальше преступник был не намерен. У торгового центра “Триумф” он начинает стрелять, пытаясь остановить какую-нибудь проезжающую машину. - Я собирался купить костюм и приехал в торговый центр. А он мне навстречу с автоматами в руках идет. Когда прошел мимо, раздались выстрелы. Я быстро сел в машину и уехал. Навстречу попался конный патруль полиции. Я показал, в какую сторону он побежал, а сам осмотрел машину. Одна пуля попала рядом с бензобаком. И моя машина оказалась не единственной прострелянной, - рассказывает очевидец событий Ергазы Абди. Спустя минуты в центр оперативного управления ДВД поступает очередной вызов, что огнестрельные ранения получили еще двое полицейских. - Когда стали стрелять, мы сразу пошли во двор. Людей было много. Все походило на съемки фильма. Но потом мы увидели на земле раненого конного полицейского. Он истекал кровью, - вспоминает события того рокового дня очевидец Куттыбай Рафаилов. Полицейская автомашина, также прибывшая на вызов, долго не могла развернуться. Никто из проезжавших водителей попросту не уступал дорогу. Для Кариева экипаж мог стать отличной мишенью, но именно в этот момент появились полицейские всадники. Убегая через дворы, террорист то и дело отстреливался от сержантов кавалерийского взвода Данияра Курманбаева и Малика Молдакасова. - Услышав выстрелы, я пришпорил коня и поскакал галопом. В этот момент стрелок и выскочил навстречу. Лошадь напарника испугалась стрельбы и ушла в сторону. Кариев стрелял в меня. Первая пуля попала в шею лошади, а следующая мне в руку, - рассказывает Малик Молдакасов. - Когда я упал, он подошел ко мне и стал обыскивать. Пистолет искал. Я сказал, что у меня его нет. Он бы добил меня, но подъехали патрули и спецназ. Теперь ему было не до меня. Он отстреливался и уходил. Потом я потерял сознание. - Перестрелка шла уже во дворах, когда мы подъехали на место. Только он нас увидел, сразу переключился. Конные его уже не интересовали, - рассказывает Самат Алашев. Преследовавшие преступника полицейские сообщили на “02”, что, вероятнее всего, Кариев прорывается к областному акимату. В середине выходного дня здесь особенно много людей. Дополнительные экипажи получили команду блокировать стрелку путь.
Дуэль В 12.43 преступника продолжают преследовать по улице Казыбек би. А тот продолжает стрелять и выкрикивать экстремистские лозунги. - Все произошло мгновенно. На пересечение Казыбек би и Абая были стянуты десятки нарядов. В этот момент там и оказался патрульный Газиз Байтасов, - рассказывает Наиль Миндубаев, в то время старший инспектор службы отдельного батальона дорожной полиции ДВД Жамбылской области. - Кариев побежал дворами. Из них только два выхода: к акимату и мавзолею Карахан. В итоге, как только он вновь выбежал на проезжую часть, его заблокировали сразу три патрульные автомашины и ближайшие пешие наряды. Стало понятно, что преступнику бежать некуда. А он, похоже, и не собирался, - рассказывает Олег Никитюк. Все передвижения Кариева в режиме онлайн отслеживались из ЦОУ через камеры наружного наблюдения. Вокруг многолюдно, но прохожие словно не замечают вооруженного человека. Дальше медлить было нельзя: поступила команда обезвредить стрелка. Первым в перестрелку с Кариевым вступил капитан дорожной полиции Газиз Байтасов, который оказался ближе всех. - Кариев выбежал из-за машины и несколько раз почти в упор выстрелил в Байтасова. Газиз отстреливался. А когда у преступника кончились патроны, он снял с себя автоматы, бросил их на тротуар и достал гранату. В этот момент капитану Байтасову удалось дважды ранить его в ноги. Тут же появились другие сотрудники с оружием, тогда только мы поняли, что все близится к концу. Когда Газиз на него упал, у нас такая эйфория была в зале: “Задержал, задержал, задержал!”. И в этот момент взрыв, - с трудом вспоминает Олег Никитюк. Позже, после осмотра места ликвидации террориста, стало ясно, что он действительно остался без патронов. Карабин “Сайга”, похищенный из оружейного магазина, оказался совершенно бесполезным куском металла, потому как патроны к нему Кариев взять забыл. Пытаться выйти из окружения с пистолетом и гранатой стрелок не стал: понимал всю бессмысленность этой затеи. Тогда и решил подорвать себя. Как только он выдернул чеку, капитан Байтасов, смертельно раненный в грудь, успел накрыть террориста своим телом. - Хлопок был такой, словно новогодняя бомбочка взорвалась. Дымок. Куски одежды полетели. А все осколки Газиз принял на себя, - рассказали полицейские, работавшие на месте.
У страха глаза велики 58 минут 40 секунд. Именно столько времени прошло с момента первых выстрелов до бесстрашного поступка капитана Байтасова. Но полиция продолжала работать в усиленном режиме. Никто не мог уверенно сказать, что Кариев действовал в одиночку. Обстановку накаляло и то, что дежурную часть буквально завалили звонками, что где-то продолжают стрелять и захватывают заложников. Кто-то даже “видел” снайперов на крыше. - Много звонков по бородачам было. Люди сообщали о брошенных машинах, требовали взрывотехников, чтобы проверить информацию. За несколько часов в полицию поступило почти 2500 звонков. Это в пять раз больше обычного, - говорит Олег Никитюк. Личность террориста установили быстро.
Кариев Максат 1977 года рождения. Уроженец села Луговое Рыскуловского района Жамбылской области. Образование среднее. Родители разведены, проживал с матерью. По окончанию школы проходил срочную воинскую службу в городе Акмоле на должности старшего стрелка, где и получил знания по огневой подготовке. После службы в армии проживал в городах Алматы, Атырау, Кокшетау, Астане. В Кокшетау начал проявлять интерес к исламским радикальным течениям. Неоднократно высказывался о суициде. Обращался к имамам с вопросами о возможности самоподрыва, убийства других людей, то есть, по его мнению, неверных. Был обижен на жизнь и государство в целом. Отличался жесткостью, непорядочностью. Придерживался идеологии религиозно-экстремистского течения салафизм.
Посмертный “привет” Еще одна трагическая новость пришла в третьем часу дня. Случайные прохожие обнаружили во дворе одного из домов автомашину, в которой находились тела двух застреленных мужчин. Проверка показала, что это сотрудники областного ДКНБ Мухтар Халиев и Сергей Касьяненко, которые несколько дней вели наблюдение за Кариевым. По одной из версий, террорист застал наружку врасплох, когда оба силовика задремали. Это, как потом выяснят следователи, и было началом кровавого пути таразского стрелка. 14 декабря 2011 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев вручил звезду “Халык Кахарманы” супруге погибшего героя Гульжамал Тажиевой. Имя капитана Газиза Байтасова навечно включено в список личного состава первого взвода отдельного батальона дорожной полиции ДВД области и произносится первым при построении и на разводах. Такие же ордена вручены Самату Алашеву, Данияру Курманбекову и Малику Молдакасову. Медалью “Ерлигиушин” - “За мужество” - награжден Канат Мырзалиев.
|