ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сам себе финансист Исследования

Ярослава Науменко
На фоне грянувшего кризиса в республике разворачивается государственная программа повышения финансовой грамотности населения. Как утверждают ее разработчики, это просто совпадение, однако подоспела она как нельзя более кстати: например, до сих пор мало кто из граждан умел просчитать, насколько выгодно брать тот или иной кредит, из-за чего в период роста банковских ставок многие казахстанцы оказались не в состоянии выплачивать стремительно выросшие суммы. Два с половиной миллиарда тенге - именно столько будет потрачено на то, чтобы научить нас грамотно распоряжаться деньгами и не попадать в финансовые ловушки

Чем больше у населения денег, тем больше опасностей поджидает незадачливых “инвесторов” - несмотря на богатый опыт прогорания на “пирамидах”, казахстанцы все еще нередко доверяют деньги мошенникам. Оно и понятно. Всего каких-то лет двадцать назад у нас не было “лишних” денег, и все инвестиции, которые граждане постсоветского пространства могли себе позволить, сводились к покупке “Москвича” (который передавался потом по наследству) или польского гарнитура.
Потом мы стали независимыми и даже научились зарабатывать. Правда, до сих пор мало что изменилось - большинство по-прежнему хранит деньги под матрасом, в лучшем случае, доверяя их депозиту (по статистике, 40 процентов казахстанцев); 36 процентов сограждан, не боясь инфляции, хранят сбережения дома, лишь 9 процентов готовы вкладывать в бизнес, всего 4 процента покупают ценные бумаги и только 2 процента вкладывают деньги в недвижимость (последние два пункта демонстрируют, сколь мала в нашем государстве прослойка действительно состоятельных людей).
Фондовый рынок, страхование жизни, частное пенсионное страхование, ПИФы - в этих финансовых продуктах самому разобраться непросто. Для их массового проникновения нужна поддержка государства.
Серик Тимиргалиев, заместитель председателя пенсионного фонда “Улар Умит”, после ознакомления с программой считает, что она “направлена в основном на домохозяек”, тогда как в финансовом всеобуче нуждаются в первую очередь журналисты - именно они склонны раздувать из мухи слона и вводить в заблуждение, отчего в прессе начинаются информационные баталии и звучат призывы к правительству вернуть накопления граждан, пока они окончательно не обесценились.
- Год был достаточно сложным, экономические трудности отражаются и на пенсионных накоплениях. Многие видят не только прекращение роста своих инвестиционных доходов, но и уменьшение тех доходов, которые они получили в предыдущие годы. Многие граждане не понимают, каким образом инвестируются и работают пенсионные накопления, зачастую они думают, что принцип работы тот же, что и у банковских накоплений: постоянно идет какой-то процент, и накопления могут только увеличиваться.
Очень важно, в том числе с помощью госпрограммы, объяснить людям, почему сейчас снижается стоимость пенсионных активов. Важно, чтобы они понимали, как вырабатывается доход и что нынешнее снижение не скажется существенно на тех, кто уйдет на пенсию через много лет.
Чтобы повышать финансовую грамотность, нельзя финансовые продукты рекламировать как майонез - на билбордах. Они сложные и требуют индивидуальной беседы с человеком, поэтому нам надо развивать систему финансового посредничества. Эта тысячная армия агентов должна только расти.
Я очень сомневаюсь, что обычный гражданин будет сам покупать акции на фондовой бирже. Это прерогатива более состоятельных людей, которых у нас в стране немного. А все остальные люди как раз должны инвестировать деньги через финансовых консультантов.
Ботагоз Жуманова, глава управления по работе со СМИ АО “Kaspi Bank”, видит эффективность массового финобразования не в обширной рекламной акции, а в индивидуальном подходе.
- На наш взгляд, большинство журналов деловой тематики, которые появлялись в последнее время в Казахстане, - однозначно не для среднего казахстанца. Мы посмотрели, что делали российские банки во время кризиса 1998 года... Они выпускали журнал, где объясняли своим клиентам, что происходит. Нас поразило, насколько мало там было профессиональных терминов и как понятно и просто все было показано. Пока мы не получили единого ответа на вопрос о том, кто является целевой аудиторией этой программы и как будет просчитана ее эффективность.
Дархан Нурпеисов, заместитель председателя АРД “РФЦА”, заметил, что концепция программ полностью согласована с госорганами и финансовым сектором. Главное ее преимущество перед “просветительскими” инструментами, которые используют для работы с населением те же банки, в том, что программа не рекламирует банковский продукт (чем занимаются корпоративные издания банков) или страховой сектор.
- Банки не учат принимать взвешенных решений, например, как рассчитать сумму кредита, брать его или не брать, как правильно рассчитать погашение; люди часто не умеют рассчитывать пенсионные и иные платежи. Те же брокеры не пойдут в регионы, потому что они им не интересны, хотя именно в провинции сосредоточено все производство, и люди интересуются рынком акций.
Поэтому на первом этапе государство хочет дать знания для самостоятельных действий. Программа должна была быть закончена в следующем году, но ее решено было продлить. Сумма выделяемых средств не является секретом, она озвучена и вывешена на нашем сайте. В 2008 году затрачено 697,7 миллиона тенге, планируемый бюджет на следующие два года - по 900 миллионов тенге ежегодно, но эта сумма будет уточняться вместе с уточнением плана программ.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение