|
Анна Шелепова
Мы встретились, пожалуй, с одними из самых известных исполнителей этого жанра Ольгой Качановой и Вадимом Козловым. Мы решили поговорить о целительной силе песни, точнее, о благотворительных концертах во Владикавказе и Цхинвали. Именно в этой печально-известной и все еще неспокойной точке недавно побывали барды
“НП”: Не все однозначно оценивают события на Кавказе.
Нет ли у вас опасений, что ваше участие в благотворительной акции “Грушинский фестиваль - братской Осетии” будет неправильно истолковано?
Ольга Качанова: Неправильно истолковано может быть все что угодно. Мы ведь не с автоматами туда поехали, а с гитарами. И никого не призывали к каким-либо действиям. Разве что: “Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке”.
Мы двадцать лет уже связаны с Грушинским фестивалем, выступаем там, участвуем в работе жюри. И, конечно же, мы с готовностью присоединились к участникам этой акции. Там были очень достойные люди - наш любимый и почитаемый Дмитрий Сухарев, поэт и ученый, замечательный актер Вениамин Смехов, наши товарищи по жанру из разных городов. Это была, в первую очередь, творческая акция. В прошлом году барды выступали в Беслане, так что уже намечается традиция - благотворительные концерты в городах Осетии. Главное, чтобы здесь были заинтересованные партнеры и зрители, любящие песню.
Вадим Козлов: Наше участие в концертах во Владикавказе и Цхинвали - это наше личное решение. Кстати, официально Казахстан осудил агрессию против Южной Осетии, хоть и не признал ее независимость. А вот мы признали право этих людей на мирную жизнь. Считайте это народной дипломатией.
“НП”: Недавно во Владикавказе произошел теракт, опять гибнут люди, по-прежнему в этом регионе неспокойно. Если вас еще раз пригласят на подобные концерты, вы согласитесь?
В.К.: Согласимся, наверное. Теперь такое чувство, что там живут друзья, люди, которым нужны наши песни. На концерте во Владикавказе мы почувствовали очень теплую волну, которая шла от зрителей. А когда узнали о теракте, первая мысль была - как там те люди, которые так нас гостеприимно встречали? В день траура написали им письма соболезнования.
|
Расколотая жизнь |
О.К.: Мы ведь совсем недавно гуляли по Владикавказу, такой красивый город, зеленый, горы видны, осенью очень живописные. Удивительно, что улицы не переименованы и памятники остались. Но, конечно, в глаза бросается то, что работают службы безопасности. Мы поедем, правда, какие меры безопасности можно предпринять, я не знаю. Разве что взяться за руки - если что, так вместе...
“НП”: Барды и политика - насколько эти понятия несовместимы? Как “гений и злодейство”?
В.К.: Смотря какие барды. В истории страны были моменты, когда только поэты, барды и немногочисленные правозащитники говорили правду. То же знаменитое выступление Галича в Академгородке, когда он спел посвящение Пастернаку: “До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели!” После этого Александра Аркадьевича выдворили из страны. Юлий Ким, который многие годы вынужден был выступать под псевдонимом. Замордованный властями Юз Алешковский... Это сейчас на корпоративах публика жует под бардов.
О.К.: Были разные периоды - от кормежки при дворе до открытого политического протеста. В советское время таких примеров сопротивления власти было предостаточно. Тот же Булат Окуджава... На его представлении о чести и достоинстве вообще держалось самосознание интеллигенции. И не только в Союзе, но и в Польше, Чехии... Там, где знали русский язык. У нас в Болгарии есть товарищ, который прекрасно поет его песни. Более тридцати лет поет их для болгарской публики, по сотне концертов в год, выпустил больше десятка дисков песен на русском. Надо слышать, как он произносит каждое слово, с каким смыслом, как убедительно, эмоционально. Болгария уже в Евросоюзе, а он на русском поет. Мы были там в августе и наблюдали, как летают вертолеты натовские над Черным морем, довольно близко от нас пролетали, стреляли прямо в воду. А Милен Тотев пел нам Окуджаву прямо на берегу моря. Вот Окуджава и НАТО не совместимы - как гений и злодейство... А Грузия туда стремится.
“НП”: Интересно, насколько сейчас в других странах востребована авторская песня?
О.К.: В Чехии и Польше проходят фестивали Окуджавы, в Болгарии - фестиваль русской фронтовой песни “Алеша”, недавно открыли памятник Высоцкому в Варне... В Болгарии традиционно интересуются русской культурой - то поколение, что учило русский язык. Правда, молодежь уже говорит по-английски. Но в Интернете есть сайты с информацией о творческих проектах. Моя статья “Авторская песня - в поисках доверия” в переводе на болгарский язык есть на нескольких сайтах.
В.К.: Но чаще всего бардовская песня востребована в тех странах, где есть большая русскоязычная диаспора. В Германии, например, Израиле, США. Там концерты проходят регулярно. Да и в других странах тоже, даже в Австралии. Наши люди везде осваиваются со временем и начинают приглашать авторов.
В Праге в русском центре начали проводиться концерты авторской песни, мы с Дмитрием Сухаревым будем выступать там перед самым Рождеством. В программе будут новые песни, у каждого из нас они есть. Я рад, что новую песню, которую я сочинил недавно на стихи Дмитрия Антоновича, будет исполнять он сам. Во Владикавказе как раз и состоялась премьера песни, которая начинается так:
Я прощаюсь со страной, где
Проживают в основном те,
Кто не рвется никуда из
И не ждет в очередях виз...
“НП”: Выступать в Европе на рождественские праздники, наверное, куда приятнее, чем на Кавказе после войны?
В.К.: Это нельзя сравнивать. Ведь выступать надо везде, где тебя ждут и хотят слушать. Рождество в Европе это, конечно, красиво. Несколько лет назад мы проехали по двенадцати городам Германии, как раз таки в декабре. Будто в сказке побывали. Но концерты в Цхинвали и Владикавказе - это особенная история. Там люди душевно обнажены после всех этих испытаний. Каждый, с кем мы встречались, как-то запал в сердце. Даже люди из парламента выглядели не как чиновники, а как добрые знакомые. Очень запомнился мне молодой парень с телевидения Анатолий Гадиев. Когда мы возвращались из Цхинвали, а была уже глубокая ночь и все мы устали в дороге, он предложил нам выпить. У него оказалось красное вино и адыгейский сыр, который он резал на весу...
О.К.: Очень холодным оружием, в то время когда наш автобус мотало из стороны в сторону...
В.К.: И первый его тост был таким: “Сегодня, после вашего концерта, после ваших песен я понял, почувствовал, что стал лучше”. Такое его признание меня тронуло, ведь когда мы начинали сочинять, эта романтическая иллюзия - сделать мир лучше, именно она как-то подхлестывала, вдохновляла что ли...
“НП”: А сейчас, после того, что вы видели?
В.К.: Кто-то сказал такую фразу: “У меня с властью противоречия не этические, а эстетические”. Так вот, у меня с войной противоречия и этические, и эстетические. Но главное противоречие - мировоззренческое. Никто никого не должен лишать жизни. Если воюют, то пусть солдаты, а не мирное население. Ведь эти люди в Цхинвали пережили такое... И сейчас живут, опасаясь продолжения этого кошмара. Рядом с жилыми домами руины.
О.К.: А мне на руины смотреть страшно. Даже в Риме, когда бродишь среди исторических развалин, и то как-то не по себе. А в Цхинвали, в городе, который еще недавно был мирным, уютным, гостеприимным, на разрушения смотреть невыносимо грустно. Там такая застройка - в основном двухэтажные дома, стоящие близко друг к другу. Окна в виде арок, много зелени. И среди этого - руины...
Представляете, одна стена у дома полностью разрушена, а на другой - висит кухонная полочка, на которой рядком стоят белые тарелочки. И в этом доме жили люди, простые мирные жители, которых уже нет. А тарелочки стоят... Это меня потрясло. И еще - разбомбленные деревья. Я даже спросила у Дмитрия Антоновича: “Чего вам жальче: дома разрушенные или деревья?” Он ответил, что дома, а деревьев он даже не заметил. Понятно, что все это можно восстановить, деревья вырастить, а вот гибель людей - эта утрата невосполнима, эта боль не стихнет еще очень долго...
“НП”: Такие яркие, но трагические впечатления, наверное, у вас потом превратятся в песни?
О.К.: Кто знает? Обычно же стихи пишутся не по впечатлениям, а в предчувствии. Когда-то Ада Якушева говорила мне, что многое в своей судьбе предсказала в песнях. Я и сама в этом убеждалась не раз. Но песен непосредственно про войну у меня нет.
И у Вадима тоже военных песен нет, но зато есть “предсказательные”. О Праге, например, две новые песни. Про то, как мы там гуляем, и про мост, на котором уличные музыканты зарабатывают себе на... вино с сыром. Строкой из этой песни “Не прячь свое сердце, прохожий” называется сольная программа Вадима. Приходите 29 ноября в 7 вечера в Казахконцерт на по-настоящему творческий вечер. В программе прозвучат авторские песни Вадима, с его стихами и музыкой, и те, что он сочинил на стихи Сухарева и мои.
В.К.: Да, приглашаем всех! В концерте примут участие мои товарищи - Вячеслав Тихонов (контрабас) и Мамед Садых-Пур (клавишные). А еще приедет из Бишкека Анэс Зарифьян - наш друг, декан и поэт, который поет под рояль. Так что инструментов на сцене ожидается много, но главной, конечно, будет гитара.
Фото Алексея Гольянова |