Ярослава Науменко
Правительство Казахстана в этом году начинает Программу повышения финансовой грамотности населения. Если верить статистике, то сорок процентов наших сограждан до сих пор не пользуются услугами банков, а процент малого и среднего бизнеса в экономике по сравнению с западными странами невероятно мал. Многие банкиры говорят, что без повышения информированности населения финансовый рынок не сможет дальше эффективно развиваться
Масштабный образовательный проект, реализуемый Агентством по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА), призван научить и взрослых, и маленьких казахстанцев самостоятельно оценивать риски, грамотно использовать финансовые возможности и составлять финансовые стратегии для роста личного благосостояния. При его разработке были изучены программы ведущих стран мира.
Чтобы казахстанцы начали грамотно использовать весь спектр современных финансовых возможностей, нужна большая разъяснительная работа. Например, чтобы люди могли рассчитать, “потянут” ли очередной кредит или лучше найти другой вариант. Недавний рост просроченных задолженностей казахстанцев в кредитных портфелях банков говорит о том, что иные заемщики не знали, какая ставка эффективна, а какая - нет и чревата финансовыми убытками. Однако темы Программы финграмотности касаются не только банковского сектора, но и страхования, пенсионных фондов и фондового рынка.
Борьба с финансовой неграмотностью начата по всем фронтам, причем все мероприятия для населения совершенно бесплатны. Доступность и понятность каждому - вот главная их особенность. Все программы и публикации будут регулярно отвечать на вопросы, интересные населению. Причем они будут использовать доходчивый язык, а не термины из учебников макроэкономики. О том, сколь популярны такие начинания, говорит успех онлайновой игры “Биржа”, в первом сезоне которой приняли участие более 10 тысяч человек и 72 студенческие команды. Во втором сезоне игры уже в первый день регистрации было зафиксировано более 12 тысяч игроков.
Так, в рамках программы в каждом регионе республики проходят специальные открытые лекции, которые проводятся в информационно-образовательных центрах (ИОЦ РФЦА) на базе трансферт-агентских секторов АО “Казпочта”. На сегодняшний день обучающие лекции об основах фондового и финансового рынков посетило порядка 24 тысяч слушателей.
Для зрителей создано несколько телепроектов: обозревательная программа “Рабочие деньги” (“Хабар”), где аналитики отвечают на вопросы телезрителей по финансовым темам; еженедельная телеигра на финансовую тематику “Умная игра”, в которой могут принять участие представители из всех регионов республики, позвонив по бесплатному телефону 8-800-080-5101; телевикторина “Золотая фишка” (“Ел арна”). Открыты обучающие рубрики в еженедельных финансовых передачах “Экономический Казахстан” (“Астана”) и “Бизнес-обзор” (“Хабар”), предоставляющие информацию об инвестиционных возможностях.
Специальные рубрики в центральных и региональных печатных СМИ расскажут об основах работы на фондовом рынке, механизмах работы финансовых инструментов, о том, как эффективнее управлять своими средствами, и многом другом.
Кроме того, создана прямая бесплатная телефонная линия РФЦА - 8 800 080 0177. По этому бесплатному телефону можно получить подробные ответы по всем вопросам, связанным с программой повышения финансовой грамотности.
В ближайшее время увидят свет брошюры для детей (“Мой первый капитал”) и взрослых (“Как управлять семейным бюджетом”, “Защита потребителя”, “Беззаботная старость”, “Я инвестор” и другие).
Финансовая грамотность населения - показатель высокого уровня развития экономики страны. До сих пор таким вопросам у нас нигде не обучали, хотя люди с ними сталкиваются постоянно, на каждом шагу. Повышение ее уровня напрямую отвечает интересам государства. Люди, которые умеют принимать грамотные и взвешенные решения - размещать средства и выбирать банки, никогда не будут обмануты финансовыми аферистами.
Кстати, исследование, проведенное после нескольких реализованных в России акций, показало, что каждый пятый взрослый житель города, в котором проводилась кампания, выразил готовность применять полученную информацию на практике. |