|
Кирилл Иванов
Сегодня на внутреннем рынке прочно обосновалась текстильная продукция Китая, Турции, Узбекистана, Кыргызстана и даже Туркмении.
Впрочем, продукция Made in Kazakhstan к нам все же попадает в виде мужских костюмов, продающихся под итальянскими и турецкими брендами. Те, что “итальянские”, идут подороже, “турецкие” - подешевле. А шьются они на швейной фабрике в Талгаре, но продавать их под казахстанским брендом производители не спешат. Слишком уж непривычна уху и глазу такая заявка. Нишу домашнего текстиля по мере возможности пополняют продукцией два цеха: АХБК и АО “Ютекс”. Вот, собственно, и все
По оценкам специалистов, текстильная и швейная промышленность Казахстана сегодня покрывает лишь 8 процентов потребностей внутреннего рынка, обеспечивая, большей частью, по госзаказу оборонные и правоохранительные ведомства экипировкой. При этом объемы производства неуклонно снижаются: если в 2000 году удельный вес объема производства в общем объеме валового производства страны составлял 2,3 процента, то в 2007-м всего 0,4 процента.
Для сравнения: в России этот показатель составляет 1 процент, в Германии, Франции и США доля текстильной и легкой промышленности в объеме промышленного производства равна 4 процентам, в Италии - 12 процентам. Это позволяет им сформировать 20 процентов бюджета и обеспечить наполнение внутреннего рынка на 75-85 процентов продукцией собственного производства. В Китае и Турции доля текстиля в ВВП доходит до 10 процентов.
Причем последняя взялась за развитие отрасли практически с нуля всего 15-20 лет назад. Споро взявшись за дело, предприимчивые турки начали вывозить оборудование с закрывшихся казахстанских предприятий, которые аккурат 15 лет назад были добротно оснащены и дееспособны. За это время в Турции появилась преуспевающая текстильная индустрия, обеспечивающая 40 процентов бюджетных поступлений от общего экспорта страны, а Казахстан стал импортозависимым государством по товарам первой необходимости.
Идея возродить загубленную отрасль нашла отклик у казахстанских властей более 5 лет назад. В 2003 году была разработана стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, а отрасль признана приоритетной. Однако стратегия без конкретных, четко обозначенных программ развития стала холостым выстрелом - море не зажгла, а шуму наделала.
Именно поэтому такие плюсы, как наличие сырьевой базы, более низкие показатели затрат при производстве и близость к потенциальным рынкам сбыта производимой продукции, не играют никакой роли в судьбе промышленности, ставшей очень легонькой.
Сегодня основной объем производимого хлопка-волокна - более 80 процентов - ориентирован на экспорт. Остальной используется текстильными предприятиями внутри страны. Они действительно выпускают качественные ткани для домашнего текстиля, джинсовые и махровые... правда, опять на экспорт. На внутреннем рынке давно нет отечественных тканей для спецодежды, плательно-костюмных и сорочных. Поэтому немногочисленные казахстанские швейные предприятия закупают ткани на Украине, в Белоруссии, России, Корее, Китае и Турции.
Не лучше складывается ситуация в шерстяной отрасли промышленности. В этом году почила в бозе ковровая фабрика “Алматы клем”, а “Каргалы” по-прежнему нуждается в модернизации. В случае финансирования каргалинского проекта на базе комбината будет создан шерстяной кластер по выработке камвольных, тонкосуконных и грубосуконных тканей.
Созданная для развития текстильной промышленности в 2005 году СЭЗ “Онтустик” пока так и не стала весомым элементом текстильного кластера. Предприниматели не спешат строить свои производства в офшорной зоне, невзирая на широкий список льгот и таможенные преференции. Причина проста - сегодня с гораздо меньшей головной болью можно иметь хорошие барыши с импортируемого товара.
Беспредел в кубе
- Более 95 процентов продукции попадает на наш рынок без декларирования, - утверждает председатель правления Ассоциации легкой промышленности Казахстана Любовь Худова. - То есть, с одной стороны, государство говорит: “Да, отрасль приоритетная, мы ее развиваем”, а с другой - через границы по упрощенной процедуре завозятся тонны продукции. Это абсурд, когда джинсы, пальто, сорочки меряются кубами. Вы попробуйте в тот же Китай или Узбекистан завезти четыре одинаковых костюма - у вас обязательно возникнут проблемы на таможне. Наши предприниматели легально производят продукцию, платят налоги, пошлины, содержат рабочие места и вынуждены входить на рынок на неравных условиях с импортерами, которые вывозят деньги из страны и продают внутри нее свой товар без инвойсов, без сертификатов происхождения и безопасности.
Если принять меры по защите внутреннего рынка, отечественные товары, конечно, не сразу смогут выдержать конкуренцию перед импортными, но к нам придут западные компании и развернут производство здесь. А значит, потребитель не проиграет. Тем не менее “в верхах” о полном и обязательном таможенном декларировании всех ввозимых в республику товаров легкой промышленности речи пока не идет.
То есть заявления государственных мужей о развитии легкой промышленности подкреплены пока лишь исключительно декларативными мерами вроде общей стратегии и полумерами вроде финансирования местных производств. Тогда как в Турции и Узбекистане для производственников полностью отменен НДС, в Кыргызстане все предприятия легкой промышленности страны освобождены от налогов, а в Индии государство создало специальный фонд по поддержке этой отрасли. Им развитие легкой промышленности действительно важно, нам, вероятно, нет. Но, может быть, это тоже кому-нибудь нужно? |