|
Алан Байтенов
До введения новых стандартов в области автотранспорта осталось совсем ничего. Не более 3 месяцев, и мы заживем по-новому: воздух станет чище и нарушать станут меньше. Однако государство еще не готово к суперидеям - и до Евро-2 далеко, и в “талончаке” завязло по самое “не хочу”... Кстати, о них: сроки вот-вот подойдут, а пластиковых карточек у народа все еще нет
Причем острая нехватка талонов к водительским удостоверениям возникла не по вине законопослушных граждан. Они-то как раз согласились со всем - и с внеплановыми очередями, и с незаконным отбором денег. Казалось бы, все, вот она - финишная прямая. Но выдача талонов почему-то в последнее время прекратилась. Тот, кто ждал своей очереди, так и продолжает ее ждать. Мол, документы еще не готовы, а когда будут, то мы вам первому сообщим.
Очевидец, сдавший документы на получение пластика еще три месяца назад и оплативший все как полагается, до сих пор обивает пороги съемной комнатушки на территории УДП. Когда мы озвучили эту ситуацию УДП, на том конце провода нам возразили, апеллировав к частности случая.
|
Талонификация всей страны: верхи не могут, низы хотят |
Этот, казалось бы, рядовой случай натолкнул нас на мысль, что чем ближе время обязательного владения талоном к водительскому удостоверению, тем больше препон ставит само МВД. Неужели четкое документирование штрафов абсолютно не входит в его планы? Возможно, оно и затягивает решение этого вопроса намеренно? А потом еще и жалуется на низкую оснащенность населения пластиком.
Не так давно представители ведомства говорили, что всего 400 тысяч автолюбителей получили заветные карточки. Интересно, какова эта цифра сейчас?
Может, государство теперь уже в 5-й раз даст отсрочку? Напомним, что, казалось бы, последний июльский срок 2008 года был продлен до январского 2009-го. Тогда власти создали напряженность и тут же ее искусно сняли. Забавно было.
Кстати, хотелось бы напомнить, что весь сыр-бор с талонами начался без малого 2 года назад. Тогда, согласно постановлению правительства от 9 января 2007 года №6, которое вносило коррективы в постановление правительства от 25 ноября 1997 года №1650, стало ясно, что ко всем известным правилам по допуску к эксплуатации транспортных средств добавляется еще одно - обязательное наличие талонов к водительским удостоверениям. Конечно же, не было указано ни одного срока, сказано только то, что постановление вступает в силу в течение 30 дней. Однако до сих пор мы ездим без талонов.
Кстати, реакция на это постановление последовала только через несколько месяцев. Можно ли это списать на обыкновенную замедленную реакцию общества? Скорее всего, нет. Вот здесь как раз-таки есть законное основание для неоднократно озвученной нами версии - чины не смогли и не могут до сих пор определиться с дележкой средств, полученных от талонов и штрафов, а когда поняли, что поделиться шито-крыто, так сказать, внутриведомственно не получается, предали это дело огласке.
Хотя стоимость талонов в 300 тенге, а также депозиты - это, так сказать, мелочь по сравнению с четким документированием штрафных средств. Напомним, что штрафы подняли в несколько раз, и в этой ситуации штрафных средств будет куда больше, чем во время разработки проекта талонов. Поэтому дележка может начаться с новой силой.
“Армии на обочинах” есть что терять, причем терять в несколько раз больше. Ставится под удар старая вертикально интегрированная система откатов, но с новыми, более высокими, ставками. Раньше, то есть сразу после июльской отсрочки, как-то руки не доходили до этого проекта, а теперь времени все меньше и меньше.
Ну да ладно, нам сейчас интереснее другое, например, что теперь делать обычному гражданину, загнанному законными и незаконными околоталонными течениями в угол. Сейчас, например, складывается впечатление, что внегласное торможение выдачи талонов является не чем иным, как созданием импровизированной плотины, которую, по замыслу ее инженеров, должно прорвать с огромной силой аккурат к крайним срокам получения карточек.
Тогда даже самые “непокорные”, то есть здравомыслящие граждане, не желающие платить неизвестно кому, окажутся в безвыходном положении и придут отдавать свои кровные, опустив с виноватым видом голову. Вот тут-то и начнется ажиотаж, многокилометровые очереди и разводящие за тройную цену “жучки”.
Но не стоит забывать и о том, что столь важные вещи, как, например, введение нового государственного документа, на наш взгляд, должны регламентироваться, как минимум, в законе. Так будет проще для всех. Самое главное - обратного хода не будет. А так как сейчас талоны узаконены только постановлением правительства, все же есть шансы “управлять” процессом. Например, растягивать сроки. Тем более, что в новом, столь хваленом, законопроекте, который ужесточает ответственность на дороге в несколько раз, нет положения, регламентирующего работу талонов.
Это, кстати, тоже одно из подтверждений нашей идеи о недоделенных средствах. То, что положение о талонах не нашло отражения в законе, заставляет серьезно задуматься, например, о том, что государство до сих пор не уверено в их необходимости.
Зачем УДП скрывать правду, что выдача талонов по каким-то причинам приостановлена? Тем более, что совсем недавно оно открещивалось от участия в этом проекте. Казалось бы, наоборот, незачем прикрывать “конкурентов”. Но в то же время нельзя забывать и о непосредственном государственном участии, например, фонд “Самгау” все еще пристально следит за исполнением закона и аккуратным получением талонов. Возможно, поэтому УДП попросту не хочет выносить сор из избы...
И еще. Сейчас появилось множество организаций, которые стремятся получить свою выгоду от введения талонов к водительским удостоверениям, обменивая их на какую-либо услугу со стороны клиента. Например, страховые компании предлагают бесплатную выдачу пластика в качестве бонуса в том случае, если станешь их клиентом. Не равносильна ли эта практика тому, как если бы паспорт, то есть государственный документ, выдавали, например, в магазине вместе с булкой хлеба...
Как бы там ни было, время идет, а мы все больше и больше вязнем в борьбе интересов.
P.S. Вообще ситуация с талонами нам напоминает вещь, уже описанную в прошлом номере газеты. Когда изъятие прав регламентировано только внутриведомственной инструкцией, которую, кстати, можно менять кулуарно, не особо посвящая в это общественность. Талоны, кстати, находятся почти на таких же правах - они не зафиксированы ни в одном законе.
Но самое главное - до сих пор существует неразбериха в вопросах приобретения и использования талонов к водительским удостоверениям. До сих пор общественность толком и не знает, для чего они нужны и когда необходимо начинать ими пользоваться. Почему УДП сняло с себя функции по просвещению населения в этом вопросе? Согласитесь, для этого есть масса возможностей, взять даже станции техосмотра, где можно по обыкновению раздать обычные памятки. Или УДП до сих пор сомневается в окончательном принятии талонов?.. Нет, что ни говори, сама собой напрашивается еще одна отсрочка. Хотя бы до тех пор, пока между собой разберутся. |