|
Айгуль Жилкишина
Часть 1 Люди идут на митинги, акции протеста и баррикады, чтобы изменить существующие общественные порядки. Есть такое клише, что у революционеров всегда прогрессивные идеи. Но если разобраться детально, то кому нужна смена существующего порядка? Явно не тем, кто имеет хоть какие-то деньги. Если у человека есть работа, рабочий стол и компьютер, а также оплачиваемый отпуск в 24 рабочих дня, то он не пойдет на митинг. Даже ради увеличения зарплаты. Тех, кто недавно выходил на Майдан, на Болотную, еще раньше на площадь Тахрир, в 1989-м - на Тяньаньмэнь, их всех объединяло одно обстоятельство - им всем нечего было терять. Их называют народными героями, но кем были эти среднестатистические революционеры? Кто начинал заводить толпу в странах арабской весны и во время Великой французской революции 1789 года? Давайте рассмотрим их в социальном срезе, в том числе и портрет женщин в революциях
“Двадцать огромных томов никогда не сделают революции; ее сделают маленькие брошюрки по двадцать су”, - говорил в свое время Вольтер. И эта сентенция не потеряла своей актуальности до сих пор. Впрочем, простейшие схемы политтехнологий управления толпой известны давно. И дело не в том, что кто-то владеет этим искусством повелевать толпой, а кто-то нет. Это “искусство” не столь изощренно - суть его в том, чтобы оказаться в правильном месте в правильный час и подкинуть дров на тлеющие угольки. И принципы эти за последние две, а то и все пять тысяч лет ничуть не изменились. Идейных людей в рядах тех, кто идет на митинги и баррикады, чрезвычайно мало. В определенные моменты истории любого государства, когда настроения общества характеризуются известным “низы не хотят, верхи не могут”, появляются те, кто имеет определенную идею. Она может быть бескорыстной, оплаченной или мотивированной как-то иначе, но она двигает этими “вдохновителями революций”. Те, в свою очередь, управляют такой революционно наэлектризованной толпой. Теоретически подготовленные, эти лидеры вкладывают в сознание толпы нужную идею, поэтому в такие “правильные” моменты ею управлять легко. Идеи эти несут в себе разрушительный элемент: “Долой то, долой се, третье и прочее”. Для того, чтобы они “работали”, стоит нажать на правильные болевые точки сознания при помощи триггеров или “спусковых курков”. Это термин, применяемый в психологии, иначе можно обозначить как “крючки”. Точно расчитанные манипуляции настроениями толпы - и дело сделано. Как правило, на массы мужчин, заряженных боевым духом, безотказно действуют два триггера - “наша земля” и “наши женщины”. На эти два крючка народ ловится, как караси, и их можно вести на любые баррикады.
Все мы помним недавнюю историю. Большинство советских людей усвоили: мы ни пяди земли своей не отдадим. В гимне, стихах, фильмах и картинах повторялось: земля наших предков - это наше богатство. У протестующих такое же мировоззрение, что и у большинства мирных граждан. А тех, кто оказался без дома, без семьи, без работы и без каких-либо средств к существованию, - их среди вышедших на баррикады очень мало. Эти митингующие элементы учились в тех же школах, что и остальные, и получили такое же образование. Их возмущают те же социальные явления, что и нас. Но они попали под “обаяние” опытных политических менеджеров, которые реализуют свои идеи.
Поэтому поднять на бунт асоциальный элемент довольно легко. Кто эти демонстранты? Как правило, это люди, которые не нашли себя в жизни. Хотя, как говорил Бернард Шоу, жизнь - это не поиск себя. Жизнь - это создание себя. Возьмем, к примеру, ситуацию, которая складывается сейчас в Германии. Очень много правых, ультраправых и откровенно радикальных сил в эти месяцы активно разворачивают свою агитацию. И почва для этого самая благодатная: мы призываем защищать “нашу землю” и “наших женщин”. Мигранты арабы неконтролируемо заселяют земли немцев, им отдают дома, тогда как коренные бюргеры десятилетиями не могут получить социальное жилье. Пришельцы насилуют их женщин, причем прилюдно, и не несут за это ни наказания, ни ответственности. При таком раскладе любой асоциальный элемент легко поднять на бунт, и даже с оружием в руках. Их всех может объединить опьяняющее чувство толпы, чувство локтя. Когда все эти “герои” в едином порыве, в большой толпе, то им ничего не страшно. Любой из них понимает, что за эти беспорядки, протест и бунт ему ничего не будет. Между делом что-то можно будет тихо своровать или открыто мародерствовать. И действия разъяренной толпы идеологи революции назовут не нарушением порядка и не преступлением. Нет, они дадут этому очень громкое, хлесткое имя “проявление своей гражданской позиции”. Никто эти акции не назовет беспорядком, хаосом, грабежом или неповиновением властям. Нет, все эти разрушительные действия подаются под “соусом” патриотизма, любви к Отечеству, гражданской совести. Мол, те, кто охраняет свой дом с оружием в руках, не пускает жену на работу, детей в школу - это не мужики! Они просто трусы и обыкновенные обыватели. А те, кто вышел на улицы, чтобы высказать свое мнение, - настоящие герои! Масло в огонь подливается очень грамотно: “Мы все в едином порыве! Только мы, настоящие мужчины, способны на это, больше никто. Только вы защищаете своих женщин и свою землю! Никто, только мы! И если мы не выступим, то все это у нас заберут и разворуют”.
Девка, сбежавшая из тюрьмы Среди прочих многих элементов в рядах самых первых несогласных и протестующих всегда присутствуют и представительницы слабого пола. Еще со времен Французской революции считается, что самые преданные делу революции женщины - маркитантки и проститутки. Первые снабжают бунтующих мужчин материальными запасами, вторые дают силы и поднимают дух для продолжения борьбы. Впрочем, в революциях участвуют не только вездесущие продавщицы любви, но и другие женщины. Конечно же, замужних дам и дочерей благородных, и просто благополучных семей никто из членов семьи на баррикады не отпустит. Давайте рассмотрим, что это такое - женская движущая сила революции. Не стоит забывать о том, что женщины получили право собой распоряжаться не только в политическом, но и просто в гражданском смысле относительно недавно. Кто-то уверяет - с середины XIX века, кто-то - с конца его. Но так или иначе, над ними всегда (зачастую и сейчас) довлеют родители, родственники, муж и вообще мужчина. Женщине, у которой есть муж и дети, а в современном контексте - зарплата с кредитами, семья и престарелые родители, и в голову не придет пойти штурмовать Зимний или присоединиться к митингу на какой-либо площади. Иными словами, хранительница очага не может, как мужчина, сбежать и стать Гаврошем в юбке. Женщины, примкнувшие к революции, должны быть определенным образом свободны - от мужа, от родителей, от детей, от работы. Иначе домашнее хозяйство, семья, некормленые дети и неудовлетворенный муж, если не дать им всего требуемого, могут хозяйке дома устроить свою революцию, причем не меньшего масштаба, чем самые великие в истории человечества. Женатый мужчина, как мы знаем, может позволить себе просто сказать: “Сиди дома, приготовь обед, делай уроки с детьми, а я - на революцию”. Портрет женщины в революции известен так же давно, как и сами революции. В смысле фигуральном, это знаменитая картина французского художника Эжена Делакруа “Свобода, ведущая народ”, известная у нас как “Свобода на баррикадах”. Мастер создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. В то время страной правил непопулярный король Карл Х. В начале июля 1830-го он издал два указа: об отмене свободы печати и о предоставлении избирательных прав только крупным землевладельцам. Этого парижане не вынесли, и 27 июля во французской столице начались баррикадные бои. Через три дня Карл Х бежал, а парламентарии провозгласили новым королем Луи-Филиппа. Он вернул народу свободы собраний и союзов, публичного выражения собственного мнения и получения образования. Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. На ней был фригийский колпак, символ освобождения. Такие головные уборы носили в древнем мире отпущенные на волю рабы. Обнаженная грудь революционерки - это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии. Кроме того, нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета. Свобода у Делакруа изображена босой - так в Древнем Риме было принято изображать богов. Парадоксально, но даже идеализированный образ Свободы показался французам вульгарным. “Это девка, - писал журнал La Revue de Paris, - сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар”. Революционный пафос был не в чести у буржуа. Полотно “Свобода, ведущая народ” купил в 1874 году музей Лувр, и картина попала в постоянную экспозицию.
Cherchez la femme, ищите женщину Реальные женщины современных революций - это, в первую очередь, студентки. Они составляют небольшую часть женских боевых отрядов, как и другие девушки легкого поведения, просто авантюристки, а также другие асоциальные элементы. Молодые неуравновешенные особы сбегают из дома, когда родители не досмотрели. Например, как российская студентка МГУ Александра Иванова, известная всем как Варвара Караулова. Ее задержали прошлым летом на границе Сирии и Турции. В периоды социальных катаклизмов таких девушек тянет туда как магнитом. Им все интересно - много мужчин, новые и любопытные вещи, которые они до сих пор не переживали. Гормон в крови, разнузданность эмоций, острые ощущения! Толпе таких же разгоряченных бастующих мужчин нужны женщины - и как музы, и как “топливо”. Поэтому в такие “революционно-переломные” моменты в толпе митингующих спросом пользуются любые девушки и женщины: и красивые, и некрасивые, и статные, и не очень. Они всегда пользуется спросом, все время в центре мужского внимания, которого им не хватало дома. Есть и другой тип - новая свободная и вольная женщина. Причем речь идет не только о дне сегодняшнем, такие дамы жили на протяжении всей истории человечества. Начиная с Шарлотты Корде, которая убила Марата. При этом она прекрасно знала, что с ней будет. И тем не менее она согласилась забрать жизнь у человека, который требовал 100 тысяч голов, и попала к нему. Для таких женщин публичность - это способ существования. Они даже свои романы не скрывали и делали вот такими публичными. И все это вызов, это вызов обществу. Были и такие, кто составил исключение, но их немного. Как Инесса Арманд, например. Она и детей вырастила, и романы заводила, и все были ей верны - и мужья, и любовники.
Любовница революции Одну из самых известных женщин революционного движения сравнивали с горящим костром. Она вошла в анналы российской истории как “любовница революции”. Историки окрестили ее так за непростые отношения с Владимиром Ильичем Лениным. Достоверно не известно, была ли между ними любовная связь или их отношения оставались платоническими, но в жизни Ленина Арманд играла важную роль. Некоторые авторы полагают, что она была единственным человеком, которого Ленин действительно любил. Инесса Арманд (урожденная Стефан) родилась в семье британского оперного певца и французской актрисы в Париже в 1874 году. Когда отец будущей революционерки умер, мать снова вышла замуж и отдала старших дочерей (Инессу и ее сестру Рене) на воспитание к тетке, которая служила гувернанткой в семье известного промышленника Арманда. Когда Инессе исполнилось 19 лет она вышла замуж за старшего сына семейства - Александра. Они прожили вместе девять лет, и в браке родились четверо детей. Однако семья Инессы и Александра распалась - она влюбилась в его младшего брата Владимира. Супруг с пониманием отнесся к чувствам жены и даже усыновил ее ребенка, рожденного в новом союзе. Официально Александр и Инесса так и не развелись. Бывший супруг продолжал поддерживать Инессу всю жизнь. Сначала Арманд примкнула к эсерам, подвергалась арестам и эмигрировала за границу. Во Франции Инесса присоединилась к большевикам, познакомилась с Лениным. В 1913-1916 годах Инесса часто находилась рядом с Лениным - в Кракове, Париже, Швейцарии. Во время Второго конгресса Коминтерна Арманд организовала II Международную женскую конференцию, после которой по настоянию врачей направилась на отдых в Кисловодск. По дороге заразилась холерой и умерла. Ее похоронили у Кремлевской стены на Красной площади, где в 1924 году появится Мавзолей Ленина. После смерти Инессы Арманд Владимир Ленин и Надежда Крупская забрали ее детей на воспитание. Когда умер Владимир Ильич, некоторые утверждали, что Крупская предлагала похоронить Ленина рядом с Инессой Арманд. Известно, что Надежда Константиновна была категорически против создания мавзолея. Известно также, что Крупская поклялась на похоронах Арманд заботиться о ее детях, что для обманутой жены поступок достаточно удивительный. И обещание свое она сдержала. В 1922 году в Горки из Франции привезли трех младших детей скончавшейся Арманд (со старшей дочкой Инессой Александровной Крупская вела переписку). Особой любовью она прониклась к младшей дочке Арманд Варе. И в дальнейшем следила за судьбой всех детей Инессы. Кроме одухотворенных муз к рядам революционеров присоединяются и откровенно криминальные элементы - проститутки. Для них такие моменты истории - сущий рай. Молодые и сильные мужчины не обременены никем и ничем, да еще все взбудоражены идеями. Атмосфера такова, что они живут как в последний день. У всех уровень адреналина и норадреналина зашкаливает, денег ни на что не жалко! Какую бы цену не заломили жрицы любви, мужчины отдадут им все, сколько есть. Они заняты очень мужским делом - делают революцию. И поэтому отдадут проституткам все, что бы они ни потребовали. К слову, в Египте накануне событий 2011 года все начиналось на площади Тахрир. А еще до революции эта площадь была символом сексуальных домогательств. За последние 10 лет для женщин стало невозможным появляться на улицах Каира без угрозы наткнуться на преследования. Такие периоды в общественной жизни любого государства - это самый золотой час для всех проституток, маркитанток и мародеров. В такие моменты не только материальные ценности ничего не стоят, но и за человеческую жизнь гроша ломаного не дадут. Поэтому для любых асоциальных элементов, из которых всегда состоят на 99,99 процента ряды революции, такие моменты - самые долгожданные. Они становятся калифами на час - им можно переворачивать машины, грабить богатых, вламываться в магазины, квартиры. И тогда сбывается их самое заветное желание: “Чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было”. |