ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Удивительный человек мой младший коллега Нурторе Жусип. Он - известная фигура в нашем государстве. Возглавлял ряд газет - “Жас Алаш” некогда с 300-тысячным тиражом, “Ақ Жол Қазақстан”, “Астана хабары”, ныне - главный редактор ежедневной популярной полноформатной газеты “Айқын”. Титулы и его регалии перечислять не стану, их у него в избытке. Академик Академии журналистики Казахстана, лауреат премии президента РК. Этим все сказано

 

Минута молчания
На днях он выпустил свою очередную книгу. Сам в жизни загадочная личность, он и труд свой назвал не менее интригующе - “Мыѓ ћџмырсћа жќне біз”. В дословном переводе с казахского “Тысяча муравьев и мы”.
Причем здесь муравьи? Знакомлюсь с подаренной книгой с автографом автора: “Наставнику! Пусть Всевышний ниспошлет Вам почтение!”. Листаю. Приходит черед удивления. Затем и восхищения. Нурторе в отличие от многословных своих братьев - казахов-журналистов - пишет уж больно кратко. Предложения сплошь состоят из трех-четырех слов. Явление для казахской словесности чрезвычайно редкое. Уникальное даже. По-русски я пытаюсь порой также следовать этому, но не всегда достигаю цели.
А книга состоит из неординарных вопросов, и названия эссе такие же: “Выпьете ли яда?”, “Убили ли убитую собаку?”, “Почему желтеют мечети?”, “В чем достоинство казаха?”, “Эта чайка - что за чайка?”. Ну и так далее.
Шла презентация этой книги. Не любящий бесполезно тратить время, ценящий его ежеминутно, тут же между делом перевел подстрочно одно из его многовопросных эссе. Всего 30-50 строк газетного текста. Буду кратким, как и автор. И закавычу текст. Ведь это не мои мысли, а нурторинские. Но я полностью подписываюсь под ними.
“Шесть миллионов евреев погибли безвинно в минувшую войну. Ежегодно Израиль в какой-то из приуроченных официально дней вспоминает их память минутой молчания по всей стране. Останавливается весь транспорт, застывают пешеходы, на рабочих местах объявляется затишье. Все евреи стоя отдают дань памяти жертвам холокоста.
А казахи? Что у нас и что они? Разве наших меньше уничтожено? От бедствий в веках и голодомора только погибли 3 395 500 человек. Добавим 1937 год. И Отечественную войну. В основном наш люд ушел из жизни в возрасте 30-40 лет.
Казахстан вроде объявил 31 мая Днем поминовения репрессированных. Достаточно ли?
Почему и мы не можем уделить ежегодно такую же официальную минуту молчания по всей стране памяти ушедшим в веках безвинных соотечественников? Это ведь миллионы. Спят ли они спокойно?
Люди мы? Или изгои?
Кто же мы?”
В принципе, вот и все мини-эссе. Казахи обычно в таких случаях говорят: “Өлі риза болмай, тірі байымайды” - “Если покойник и на том свете недоволен, ближний не разбогатеет”. То есть обязан чтить память усопших, не забывать, что и ты бренен. По-казахски это звучит и красочнее, и весомее.
Но ведь на то и Нурторе. Один из блестящих казахских публицистов, живущих с неcтерпимой болью за нацию. Что и подтверждаю со своей колокольни.

 

alt

Нурторе Жусип

 

Согдиана

Здесь жили люди, которые пытались понять свою душу. Просыпаясь по утрам, они смотрели на солнце и благодарили Бога.
В этом городе я бывал неоднократно, даже прожил некоторое время. А тянет туда все время, ибо только там в полной мере ощущаю дыхание веков и суетность жизни одновременно.
Самарканд - Рим Востока, Константинополь (Стамбул) Византии и Османской империи. Основанный еще в VIII веке до нашей эры, он всегда являлся ключевым пунктом Великого шелкового пути, соединяя извечно Китай с Европой. Самарканд был неоднократно столицей государства - и Саманидов, и династии Тимуридов, а в 20-е годы прошлого века - столицей советского Узбекистана.
И все-таки город связан прежде всего с Тимуром (Тамерлан, 1336-1405). Весной 1387 года он выступил походом на Грузию. Покорив ее, вторгся в Армению. В течение одного дня Тимур взял Арзирум и тут же повернул на Иран. Прошелся тысячекилометровым победным шествием, покорив древний Исфахан, признанный центр художественных ремесел, мечетей и искусства миниатюрной живописи, затем и Шираз - родину Саади и Хафиза.
Обладавший знаниями и любящий интеллектуалов, великий эмир всегда щадил мудрецов, художников, поэтов и ковроделов. Он оставлял в живых и всех мастеров-керамистов. Все они отправлялись по его велению в столицу империи для возвеличивания и украшения Самарканда, строительства архитектурных шедевров. Тимур мечтал сделать город столицей всего мира. Все, что строилось в Самарканде, должно было затмить дворцы и мечети Багдада, Исфахана, Дамаска, Дели. Он следовал тому, что сделал в своем родном городе Кеш (ныне Шахрисабз). На портале величественного дворца Ак-Сарая Тимур велел выложить керамикой слова: “Если сомневаешься в нашем величии, посмотри на наши сооружения”.

alt

Гур-Эмир - усыпальница Тимура

В Ширазе, в этом древнем городе, спустя века ставшем столицей Ирана, где всемирно известные мечети - Соборная, Ноу, Вакиль, Тимур, в том же 1387 году встретился с гениальным Хафизом - непревзойденным мастером газели, двустиший с однозвучной рифмой через строку. Великий эмир строго спросил поэта, как он смел в своей поэме подарить возлюбленной за одну лишь ее родинку Самарканд. Тогда находчивый Хафиз показал ему свою одежду в лохмотьях и ответил, что уже достаточно наказан за свое безумное расточительство. “Впредь обращайся осторожно со своим добром, а особенно с моей столицей”, - заметил Тимур и отпустил собеседника, щедро одарив его деньгами.
После многочисленных походов в Иран, Малую Азию, Закавказье, Золотую Орду, Индию и Русь владения Тимура простирались от границ Османской империи до Китая, от берегов Индийского океана до русских степей. Тимур хотел превзойти Чингисхана и стать Господином мира. И все это время Самарканд, как ворота Востока, был столицей его империи.
Уже через месяц после смерти Тимура в Отраре в феврале 1405 года великая империя начала распадаться. Сыновья и внуки Темира аксака начали собирать войска для борьбы за власть, и эта кровопролитная война меж собой длилась пятнадцать последующих лет. Коварнейший внук Халил, первым добравшись до Самарканда, овладел городом и короной, а затем предался безумным оргиям со своей любовницей.
Раздором в бывшей империи умело воспользовались в дальнейшем казахские ханы. Напомним: многолетняя борьба с Тохтамышем, непокорным властителем Золотой Орды, была головной болью Тимура. Наступил роковой день 1449 года, когда хан Абулхаир просто-напросто через два века с лишним, как и Чингисхан, разрушил Самарканд, а заодно перед этим и весь Мавераннахр. Через век в войну вступил другой казахский хан - Шыгай. Он похоронен, равно как и его сын, хан Тауекел, а также видный батыр би Жалантос-бахадур, в Самарканде.
Казахским духом “пахнет” и когда смотришь на всемирно известный ансамбль Регистан, состоящий из трех медресе - Улугбека, Тилля-Кари и Шер-Дор. Последний из них построен Жалантосом (1576-1656). В разговоре со мной мои узбекские коллеги деликатно опускают эти моменты, переводя все чисто на национальную самобытность. Им не откажешь в особом, свойственном только им, патриотизме.
Но история самовольностей не любит. Она или была, или нет. Ее страницы невозможно переписать заново, хотя это сегодня делается, увы, повсеместно.
Хотел бы отметить, что уже в год смерти Тимура, в 1405 году, парижане воздвигли ему памятник с красноречивой надписью: “Освободителю Европы”.
Есть города, где оставляешь частичку сердца. Таковыми были для Цезаря Рим и Каир, Петра I - Петербург, Хемингуэя - Париж, для моих сегодняшних соотечественников - Астана.
Каждое утро с одиннадцатого этажа высотного своего дома в Алматы я обозреваю панорамно наши величественные горы и пунктирно в мыслях прослеживаю то, что за ними. Вижу как бы Согдиану (так в античности именовался Самарканд) - город юношеских грез моих, город, некогда объединявший этот разношерстный мир...

 

alt

Медресе Шер-Дор

 

Гавроши
выгребных ям
А теперь о грустном. Точнее - о женском фашизме казахского толка.
Жизнь преподносит удары ниже пояса. Это просто ужас, кошмар, масқара, стыдобище, слов нет. Волосы встают дыбом. Какая казахская ментальность со святыми понятиями? Увы, она былая. Намыс - честь, светлые помыслы, надежды, чаяния и деяния ныне на задворках. Не заикайтесь даже.
По заголовку уже ясно: то в одном, то в другом регионе, а то и повсеместно в огромной стране находят подброшенных новорожденных детей. Ладно если подбросят кому-либо под дверь. На моей памяти в совковые времена единственный случай - подбросили знаменитой женщине, всесоюзно известной певице. Она малыша достойно воспитала, дала свою фамилию. Других таких случаев не припомню.
А сегодня это какая-то эпидемия. Чума. Причины вроде понятны - нищета, безысходность, полнейший упадок нравов, отсутствие человечности - чувств, нравственности. Но не до такой же степени, чтобы бросать новорожденных в отхожие места, в выгребные ямы.
Где-то под Актюбинском, в пригороде, произошел последний случай. Услышав младенческий плач возле своего частного дома, хозяин пошел на зов. И вновь туалет на улице, обычный сельский. Один из тысячи вонюче-мыркымбайских, оставшихся атрибутом и в XXI веке. Сердобольный мужчина, отец шестерых детей, вызвал полицию, скорую помощь. Но не дождавшись их приезда, сам подвернувшейся проволокой зацепил мешок из-под муки, в котором было бедное дитя. Вытащил. Оказалось, девочка. Дали ей имя в честь легендарной дочери народа - Маншук.
Иншалла, спасли крошку. Пусть вырастет достойной нареченного имени. Непременно найдет приемных родителей. Первое испытание - подлинное гаврошество - позади. Наперекор всему выжила. Покори все пики на долгом, дай Бог, жизненном пути, малышка! Пожелание лишь это. Еще не известно, какой знаменитостью ты будешь!
Сложилось удачно. А сколько задохнувшихся в навозной жиже!


alt

 

Ни к чему такая статистика. Время от времени озвучиваются мировые рейтинги стран. По коррумпированности, суициду, образованности населения, нищете, смертности, по другим критериям. Мало хорошего.
Но наш критерий - самый кощунственный. Дикое варварство иначе как каннибализмом не назовешь. К сожалению, казахского свойства. Как назвать его? Насильственное умерщвление собственного ребенка матерью! Вне всякого сомнения, это именно так. Даже фашисты и при фашизме до такого не додумались.
...Через день телехроника сообщила: нашли мать нашей Маншук. Наказана будет. Ей светит от силы четыре года.
А надо бы повесить. Публично. Показав сей процесс всей стране. Чтобы другим урок. Вакханалия тотчас же прекратилась бы.
Но у нас же демократия, черт побери. Как же, жди, вздернут на суку.
Доедем ли мы на нравственно дряхлой арбе до заветных целей... Сомнения все чаще гложут.
Это и есть, наверное, ақыр заман, конец света.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение