|
Алла Иванилова Запросы “нелегкой” промышленности Чтобы казахстанцы покупали отечественную школьную форму, Ассоциация предприятий легкой промышленности предлагает ограничить импорт данного товара из-за границы, мотивируя это тем, что в страну ввозится некачественная и, более того, опасная для жизни детей одежда
Недавно министром образования и науки был утвержден приказ об обязательной школьной форме для организаций среднего образования. В данный документ включено предложение Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” о необходимости приобретения школьной формы у отечественных производителей. В этой связи Нацпалатой был сформирован предварительный перечень из 55 “кандидатов”, готовых производить качественную школьную форму по конкурентоспособной цене. В Астане не так давно прошла выставка-форум, на которой были представлены различные коллекции школьной формы, в том числе спортивной, военной формы для старшеклассников, трикотажных изделий, одежды для учителей. Свои варианты одежды показали 14 казахстанских предприятий. Участие в выставке принял министр образования и науки Ерлан Сагадиев. По его словам, каждая школа должна быть индивидуальна, но при этом узнаваема, а школьная форма соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер. При этом ее главные критерии, по мнению главы Минобразования: красота, функциональность, безопасность, актуальность, практичность. Однако сегодня лишь семь процентов учебных заведений заказывают школьную форму у отечественных производителей. В основном одежду покупают за границей, преимущественно в Китае, Турции и Кыргызстане. Главным фактором такого выбора является цена. Казахстанские детские костюмы, сорочки, сарафаны, может, и качественные, но не по карману многим родителям. В среднем один комплект стоит около 25 тысяч тенге. Однако, по мнению президента Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любови Худовой, основными проблемами, которые тормозят развитие этого рынка и в целом отрасли, в первую очередь является недекларируемый ввоз из-за рубежа детских товаров, а также несоблюдение технического регламента Таможенного союза о безопасности продукции, предназначенной для детей, подростков, утвержденной комиссией ТС. В этой связи ввозимая в Казахстан импортная детская продукция в большинстве своем не соответствуют многим критериям качества и безопасности. Усугубляет ситуацию и то, что в стране отсутствует орган, осуществляющий контроль за тем, во что одеты дети, а у розничных сетей нет заинтересованности продажи казахстанских товаров. Нет и мер по защите собственных производителей. Глава ассоциации привела в пример соседнюю Россию, где предоставляются субсидии из бюджета на компенсацию части затрат по производству школьной формы для учеников начальных классов. В частности, НДС снижено с 18 до 10 процентов. Также среди предложений президента ассоциации - ограничение ввоза импортной детской одежды, в первую очередь, школьной и спортивной формы, создание механизма возврата или запрета на некачественный товар. Чтобы расширить ассортимент отечественных товаров в магазинах, Любовь Худова считает необходимым внедрить поправки в Закон “О регулировании торговой деятельности” об обязательной продаже в торговых организациях до 30 процентов продукции казахстанского производства и субсидировании торговых площадей. Наряду с этим ввести госзаказ на закупку школьной формы. В свою очередь, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Нуржан Альтаев считает, что необходимости в ограничении импорта нет: “При госзакупках школьной формы мы в первую очередь должны обеспечить этими заказами отечественные предприятия. Во всем мире так делают. По поводу НДС мы будем вести переговоры с государственными органами”. При этом казахстанские производители не скрывают, что их продукция значительно дороже импортной, а собственно отечественный ее компонент формируется лишь за счет рабочей силы. Представители легкой промышленности сетуют на отсутствие качественного сырья - тканей и фурнитуры. Сегодня 96 процентов сырья импортируется. К тому же не хватает рабочей силы - ежегодная потребность в кадрах составляет около двух тысяч человек. Рынок школьной одежды - это “золотая жила”, учитывая, что с каждым годом рождаемость в стране растет, и сегодня доля детей из общего числа населения составляет около 30 процентов, а за последние пять лет количество школьников увеличилось на 10 процентов. Однако ежегодный объем данного рынка составляет более 30 миллиардов тенге. При этом в отраслевой ассоциации провели свою оценку этой “ниши”, выявив, из чего складывается набор школьников, и рассчитав общую сумму за год. Результаты показали, что ежегодный набор школьника, который включает в себя все необходимое по приказу министра образования и науки, обходится в 104 тысячи тенге. Если взять за расчеты 1,7 миллиона школьников, то емкость рынка составляет 176,8 миллиарда тенге, а потенциальная - 291 миллиард тенге. В свою очередь, министр образования и науки, выслушав все стороны, попросил предоставить список школ с указанием, где они покупают форму. “Во всяком случае, мы начнем понимать, почему они покупают все за границей. Что им нравится, почему они идут в Турцию? Пусть они нам объяснят”, - заявил глава ведомства и напомнил, что выбор школьной формы остается за родителями и учебными заведениями.
Астана |