|
Мурат Уали Город Каскелен - это город-спутник Алматы в 10 километрах на запад от южной столицы. На въезде в город со стороны Алматы на вершине холма стоит памятник Наурызбай батыру. По казахским преданиям, почти 300 лет назад он победил в поединке джунгарского Каскелен батура. Что означает слово “каскелен”, достоверно не известно. Попробуем разобраться
Поход на Ургу После того как Аблай султан в 1752 году по требованию джунгарского хунтайджи Лама Доржи не выдал джунгарских нойонов-беглецов Даваци и Амирсану, началась очередная казахско-джунгарская война. Джунгарские войска, сконцентрированные на севере Тарбагатая, начали боевые действия против Орта жуза. К этому времени перманентные войны и поражение от Коканда привели Джунгарию к экономическому кризису и истощению людских ресурсов. В армию пришло молодое неопытное ополчение, начались падение дисциплины, нехватка оружия, бегство иностранных наемников. Армия была уже не та, что во времена Галдан Церена. В результате существовавшее ранее превосходство джунгар в вооружении, дисциплине, согласованных действиях разных родов войск постепенно рассеялось как дым. Казахское ополчение под руководством батыров стало сражаться с джунгарскими войсками на равных. Поэтому привычного блицкрига у хунтайджи не получилось. Война в Восточном Казахстане затягивалась и шла с переменным успехом. Тогда для усиления войск Лама Доржи перебрасывает из Жетысу в Тарбагатай отряды нойона Саин Белека, оставляя предгорья Иле-Алатау без регулярных войск. Скорее всего, Лама Доржи рассчитывал на лояльность Улы жуза и договор с его фактическим правителем Толе би. Но он не учел другого. Правители Орта и Улы жузов хорошо знали и понимали друг друга еще со времен, когда юноша Сабалак работал на Толе би. После превращения Сабалака в Аблай султана и ухода в Сарыарку они продолжали поддерживать отношения, переписывались и действовали согласованно против общих врагов. Видимо, Толе би сразу сообщил Аблаю об уходе отрядов Саин Белека и об отсутствии джунгарских войск в Западном Жетысу. Тем временем Аблай султан как один из правителей Орта жуза был готов к перемирию и компромиссу и не раз отправлял к Ламе Доржи послов с мирными предложениями, но самонадеянный хунтайджи, переоценивая свои силы, требовал сначала безоговорочной выдачи беглецов. Столкнувшись с жесткой позицией Ламы Доржи и получив информацию от Толе би, казахский султан задумал секретную спецоперацию. Из сторонников беглых джунгарских нойонов и казахских жигитов был сформирован сводный джунгаро-казахский отряд общей численностью около 500 воинов. Джунгарскими цириками руководил нойон Даваци, а казахскими жигитами - шапрашты Наурызбай батыр. Аблай султан сам тщательно следил за подготовкой вооружения и снаряжения отряда “спецназа”. У каждого воина были стальные доспехи джунгарского типа - нашивные куяги, комплект оружия, боевой и два заводных коня и неприкосновенный запас еды. В начале декабря отряд из зимней ставки Аблая в Кокщетау отправился в поход на Ургу. Джунгарская столица располагалась на правом берегу Или, западнее современной Кульджи. Конечно, все подробности этого похода, кроме его конечного результата, неизвестны историкам. Но зная общую ситуацию тех лет в Джунгарии, можно попробовать реконструировать это историческое событие. Стремительным марш-броском с севера на юг джунгаро-казахский “спецназ” обошел Балхаш с запада и по долине Сарыбель (современная Жусандала) вышел к северным склонам гор Иле-Алатау. Наурызбай батыр был родом из Западного Жетысу, не раз сражался там с джунгарами, поэтому уверенно вел сводный отряд по знакомым тропам. Вот отряд уже углубился на джунгарскую территорию, и показались предгорья Алатау. На следующий день на одном из холмов авангард заметил трех всадников - джунгарский караул. Караул тоже заметил незнакомый подозрительный отряд и быстро исчез из вида. Отправленная за ним погоня привела только одного молодого паренька, второй был убит, а третий успел ускакать. Пленный “язык” рассказал, что впереди кочевья нойона Хасг Геленга, что большинство мужчин Саин Белек увел на войну с казахами, что в ополчении может собраться 200-300 воинов из оставшейся молодежи. Действительно, через день на берегу прозрачной и холодной реки показался отряд местных ополченцев. Наурызбай был удивлен жалким видом джунгар. Где черный лес копий с конскими бунчуками, длинные ружья и верблюжья артиллерия? Где былой блеск стальных джунгарских шлемов и доспехов - все то, что он видел когда-то в Анракае? Теперь перед ним стояла толпа молодых воинов в малахаях, с заостренными и обожженными на костре длинными палками. Ружей почти не видно, лишь десяток-другой воинов имели традиционно-грозный джунгарский вид. Командир, видимо, местный нойон на вороном коне, гарцуя выехал вперед и стал вызывать противника на поединок. На смеси ойратского с казахским он закричал: “Би Хасг Геленг батур!” Повторяя это, он проскакал вдоль казахских рядов. Затем, возвращаясь, он снова закричал: “Эй вы, трусливые нохойи! Кости убитых мной хасагов рассыпаны по берегам Балхаша! Есть ли здесь батур, который осмелится принять мой вызов”? Он, видимо, понимал, что расклад сил не в пользу джунгар, но решил взять противника на испуг: “Может, удастся победить какого-нибудь молодого неопытного хасага. У нашей молодежи поднимется моральный дух, появится шанс...” Наурызбай батыр, глядя на джунгарское войско, решил не давать никакого шанса. Он уже не раз побеждал джунгарских батуров и знал, как с ними сражаться жекпе жек. Сев на своего боевого коня Шубара и взяв в руки копье, он сам вышел на поединок... В непродолжительном бою пожилой и грузный Хасг Геленг был проткнут копьем. После того как их опытный командир был убит, ополченцы уже не представляли серьезной угрозы и были быстро рассеяны. Джунгаро-казахский “спецназ” двинулся дальше вдоль русла неизвестной реки, которая вывела их на берег Или. Возле скал с изображениями Будд отряд переправился на другой берег. Джунгарские воины побежали к скалам и, выкрикивая буддийскую мантру “Ом мане падме хум”, стали молиться и целовать рисунки... Дальше отряд повел Даваци. Редкие джунгарские разъездные караулы если и видели отряд, то принимали за своих. А если не принимали, то расплачивались за это жизнями. Больше уже не встречая в пути серьезного организованного сопротивления, в начале января 1753 года джунгаро-казахский “спецназ” ворвался в слабо охраняемую Ургу. Появление Даваци с Наурызбаем было полной неожиданностью для Ламы Доржи. Окружив и изрубив сотню теленгитов личной охраны хунтайджи, отряд взял его в плен. 12 января по приказу Даваци Лама Доржи был казнен. Новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведенной операции Аблай султан еще более утвердился в своих планах установления контроля над Джунгарией...
|
Будды на Или
|
Хасг Геленг - Каскелен Сейчас город Каскелен - это город-спутник Алматы. Как же можно расшифровать загадочное слово “каскелен”, которое впрямую не этимологизируется ни с казахского, ни с монгольского? Если не считать наивных попыток буквального перевода с казахского типа “лысое место” или “две келин” в духе народной этимологии, то что оно означает? Если топоним имеет казахский вид, но легко не этимологизируется с казахского языка и при этом относится к местам, где обитали джунгары-калмыки, то наверняка он ойратского происхождения. Хорошо известно, что искажение названий - это обычная практика любого языка, когда непонятный иностранный термин (топоним) народ подгоняет под похожее по звучанию родное слово. После изгнания джунгар и до появления русских в западной части Иле-Алатау хозяйничали казахи, киргизы, кокандцы. Поэтому искажение первоначального джунгарского словосочетания в тюркской среде неизбежно, а попытки его буквальной этимологии с казахского дадут совершенно другое значение. Так же, как, например, искажения казахских названий в русском языке: Бура бай - Боровое, Ким асар - Комиссар. Конечно, при восстановлении искаженных слов возможны разные варианты. Приходится выбирать наиболее вероятный. По казахским преданиям, джунгарский батур Каскелен имел казахские корни. Возможно, с детских лет он был взят джунгарами в плен или был сыном влиятельного местного нойона Хорена от казахской пленницы-наложницы. Таких полукровок было много как среди джунгар, так и среди казахов. Среди джунгар хорошо известны упомянутый выше Лама Доржи или один из предводителей джунгарского восстания против китайцев 1757-58 годов Хасаг Сары. Словом “хасаг” ойраты называли казахов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пленник (или незаконнорожденный сын) нойона Хорена мог получить джунгарское имя “Хасаг гёлёг”, что означает “казахский щенок”. Хотя мальчик и получил пренебрежительное имя, но вырос в сильного и умного воина-батура. А затем, как и Лама Доржи, став наследником отца и уважаемым нойоном, мог и слегка изменить свое имя (или сам, или окружение), чтобы оно ассоциировалось не со щенком, а с гёленгом - буддийским монахом. Кроме того, в калмыцком языке существует тенденция сокращения концевых гласных звуков, и монгольское хасаг звучит в калмыцком как хасг. Монгольская буква “х” в тюркских языках (в казахском особенно) обычно заменяется на “к”. Таким образом, выстраивается лингвистическая последовательность искажения начального варианта: хасаг гёлёг - хасг гёленг - касгёлен - каскелен. После смерти Каскелена и местную реку (Карасай? Кызылкунгей?), где была его родовая ставка, стали называть по его имени.
|
Памятник Наурызбай батыру
|
Любовинский - Троцк - Каскелен В историко-краеведческом музее Каскелена происхождение топонима Каскелен точно не знают, но гипотетически связывают с именем джунгарского батура. А письменная история города, зафиксированная в документах, начинается с середины XIX века. Как оказалось, название местности Каскелен претерпело удивительные метаморфозы в XIX и XX веках. Но обо всем по порядку. В залах музея я единственный посетитель. Девушка-экскурсовод рассказывает, что казачий пикет на почтовом тракте Верный - Семипалатинск стал называться выселком Любовинский, а затем казачьей станицей Каскеленская. - А что было здесь в XVIII веке? - спрашиваю я. Девушка-экскурсовод пожимает плечами. Но потом вспоминает, что где-то рядом была кокандская крепость Тойчубек. - А правда, что после установления советской власти казачью станицу переименовали в село Троцк в честь Льва Троцкого? - задаю я еще более коварный вопрос. Об этом писал известный алматинский краевед и писатель Владимир Проскурин, но на стендах музея никакой информации об этом нет. Девушка растеряна и делает круглые глаза. К ней на помощь приходит женщина - директор музея и утверждает, что по архивным документам после установления советской власти в Жетысу станицу Каскеленскую переименовали в Троицк. Тут круглые глаза делаю я. В эпоху “красного террора”, борьбы с религией, разрушений храмов и расстрелов священников переименование большевиками казачьей станицы православным термином не поддается никакой логике. А вот переименование в честь вождя победоносной Красной армии Льва Троцкого вполне в духе времени. Хорошо известно, что после победы большевиков в Гражданской войне огромное количество городов и сел России и национальных окраин было переименовано в честь живых и мертвых героев революции: Ленинград (Ленинабад, Ленинакан), Сталинград, Калининград, Ворошиловград, Буденновск, Свердловск, Чапаевск, Зиновьевск, Куйбышев, Киров, Орджоникидзе, Горький, Фрунзе, Чкалов, Молотов, Фурмановка и сотни других, всех не перечислишь. Как оказалось, даже Москву в 1927 году предлагали переименовать в Ильич, в 1938 году - в Сталинодар, а в 1953-м - в Сталин! Не исключено, что одним из поводом для ссылки Троцкого в Алма-Ату в 1928 году могло послужить название соседнего села Троцк.
|
Наурызбай vs Каскелен
|
Директор музея Мария Кожанова настаивает на приоритете архивных документов, уверяя: “Что написано пером - не вырубишь топором”. Но ведь для большевиков такие законы не писаны. Все было в их власти, и вставить букву “и” в название населенного пункта или переписать документы, ничего не стоило. После осуждения Троцкого, Каменева и прочих “врагов народа” местные коммунисты, спасая свои шкуры, легким движением руки могли превратить Троцк в Троицк, а Каменевку в Каменку. И ведь такие переименования происходили не только в Казахстане. Одним из первых в 1919 году было переименовано в Троцк село Иващенково, затем город Гатчина. После высылки Троцкого из СССР первое стало Чапаевском, а второму вернули старое название. В конце концов, не без помощи Марии ханум выстраивается историческая хронология для местности Каскелен. В раннем Средневековье на Шелковом пути, на берегу местной чистой и прохладной реки с неизвестным названием, был построен караван-сарай. В XVI веке Шелковый путь заглох, и караван-сарай постепенно разрушился. После захвата Жетысу джунгарами на месте развалин караван-сарая у местного джунгарского рода в XVII-XVIII веках была ставка, а возможно, даже буддийский храм. Место ставки, а заодно и речку позже стали называть Каскеленом по имени кочевавшего на ее берегах и погибшего там же владельца улуса. В начале XIX века край захватили кокандцы и выстроили на месте бывшей джунгарской ставки крепость Тойчубек. Русские войска в 1851 году взяли и разрушили кокандскую крепость, изгнали кокандцев и на месте крепости (или рядом) в 1857 году образовали казачий пикет. Затем пикет превратился в выселок (от крепости Верный). Выселок разрастался и получил название Любовинский, а в 1901 году стал казачьей станицей Каскеленской. После Гражданской войны в 1920-х годах казачья станица ненадолго стала селом Троцк (или Троцкий), Троицком, затем снова стало Каскеленом. Круг замкнулся. Одна из главных современных достопримечательностей города - памятник Наурызбай батыру. Памятник установлен в честь 300-летия батыра на вершине естественного холма на въезде (выезде) в Каскелен. Внушительный и высокий постамент, великолепная конная скульптура с хорошей детализацией. Батыр как бы парит над местностью и, смотря на север, охраняет ее от вражеского вторжения. Не исключено, что череда переименований еще не закончилась и в будущем город Каскелен станет Наурызбай батыром. |