ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Илийский спецназ Исследования

Мурат Уали
Город Каскелен - это город-спутник Алматы в 10 километрах на запад от южной столицы. На въезде в город со стороны Алматы на вершине холма стоит памятник Наурызбай батыру. По казахским преданиям, почти 300 лет назад он победил в поединке джунгарского Каскелен батура. Что означает слово “каскелен”, достоверно не известно. Попробуем разобраться

Поход на Ургу
После того как Аблай султан в 1752 году по требованию джунгарского хунтайджи Лама Доржи не выдал джунгарских нойонов-беглецов Даваци и Амирсану, началась очередная казахско-джунгарская война. Джунгарские войска, сконцентрированные на севере Тарбагатая, начали боевые действия против Орта жуза. К этому времени перманентные войны и поражение от Коканда привели Джунгарию к экономическому кризису и истощению людских ресурсов. В армию пришло молодое неопытное ополчение, начались падение дисциплины, нехватка оружия, бегство иностранных наемников. Армия была уже не та, что во времена Галдан Церена. В результате существовавшее ранее превосходство джунгар в вооружении, дисциплине, согласованных действиях разных родов войск постепенно рассеялось как дым. Казахское ополчение под руководством батыров стало сражаться с джунгарскими войсками на равных. Поэтому привычного блицкрига у хунтайджи не получилось. Война в Восточном Казахстане затягивалась и шла с переменным успехом. Тогда для усиления войск Лама Доржи перебрасывает из Жетысу в Тарбагатай отряды нойона Саин Белека, оставляя предгорья Иле-Алатау без регулярных войск. Скорее всего, Лама Доржи рассчитывал на лояльность Улы жуза и договор с его фактическим правителем Толе би. Но он не учел другого. Правители Орта и Улы жузов хорошо знали и понимали друг друга еще со времен, когда юноша Сабалак работал на Толе би. После превращения Сабалака в Аблай султана и ухода в Сарыарку они продолжали поддерживать отношения, переписывались и действовали согласованно против общих врагов. Видимо, Толе би сразу сообщил Аблаю об уходе отрядов Саин Белека и об отсутствии джунгарских войск в Западном Жетысу.
Тем временем Аблай султан как один из правителей Орта жуза был готов к перемирию и компромиссу и не раз отправлял к Ламе Доржи послов с мирными предложениями, но самонадеянный хунтайджи, переоценивая свои силы, требовал сначала безоговорочной выдачи беглецов. Столкнувшись с жесткой позицией Ламы Доржи и получив информацию от Толе би, казахский султан задумал секретную спецоперацию.
Из сторонников беглых джунгарских нойонов и казахских жигитов был сформирован сводный джунгаро-казахский отряд общей численностью около 500 воинов. Джунгарскими цириками руководил нойон Даваци, а казахскими жигитами - шапрашты Наурызбай батыр. Аблай султан сам тщательно следил за подготовкой вооружения и снаряжения отряда “спецназа”. У каждого воина были стальные доспехи джунгарского типа - нашивные куяги, комплект оружия, боевой и два заводных коня и неприкосновенный запас еды. В начале декабря отряд из зимней ставки Аблая в Кокщетау отправился в поход на Ургу. Джунгарская столица располагалась на правом берегу Или, западнее современной Кульджи. Конечно, все подробности этого похода, кроме его конечного результата, неизвестны историкам. Но зная общую ситуацию тех лет в Джунгарии, можно попробовать реконструировать это историческое событие.
Стремительным марш-броском с севера на юг джунгаро-казахский “спецназ” обошел Балхаш с запада и по долине Сарыбель (современная Жусандала) вышел к северным склонам гор Иле-Алатау. Наурызбай батыр был родом из Западного Жетысу, не раз сражался там с джунгарами, поэтому уверенно вел сводный отряд по знакомым тропам. Вот отряд уже углубился на джунгарскую территорию, и показались предгорья Алатау. На следующий день на одном из холмов авангард заметил трех всадников - джунгарский караул. Караул тоже заметил незнакомый подозрительный отряд и быстро исчез из вида. Отправленная за ним погоня привела только одного молодого паренька, второй был убит, а третий успел ускакать. Пленный “язык” рассказал, что впереди кочевья нойона Хасг Геленга, что большинство мужчин Саин Белек увел на войну с казахами, что в ополчении может собраться 200-300 воинов из оставшейся молодежи. Действительно, через день на берегу прозрачной и холодной реки показался отряд местных ополченцев. Наурызбай был удивлен жалким видом джунгар. Где черный лес копий с конскими бунчуками, длинные ружья и верблюжья артиллерия? Где былой блеск стальных джунгарских шлемов и доспехов - все то, что он видел когда-то в Анракае? Теперь перед ним стояла толпа молодых воинов в малахаях, с заостренными и обожженными на костре длинными палками. Ружей почти не видно, лишь десяток-другой воинов имели традиционно-грозный джунгарский вид. Командир, видимо, местный нойон на вороном коне, гарцуя выехал вперед и стал вызывать противника на поединок. На смеси ойратского с казахским он закричал: “Би Хасг Геленг батур!” Повторяя это, он проскакал вдоль казахских рядов. Затем, возвращаясь, он снова закричал: “Эй вы, трусливые нохойи! Кости убитых мной хасагов рассыпаны по берегам Балхаша! Есть ли здесь батур, который осмелится принять мой вызов”? Он, видимо, понимал, что расклад сил не в пользу джунгар, но решил взять противника на испуг: “Может, удастся победить какого-нибудь молодого неопытного хасага. У нашей молодежи поднимется моральный дух, появится шанс...”
Наурызбай батыр, глядя на джунгарское войско, решил не давать никакого шанса. Он уже не раз побеждал джунгарских батуров и знал, как с ними сражаться жекпе жек. Сев на своего боевого коня Шубара и взяв в руки копье, он сам вышел на поединок... В непродолжительном бою пожилой и грузный Хасг Геленг был проткнут копьем.
После того как их опытный командир был убит, ополченцы уже не представляли серьезной угрозы и были быстро рассеяны. Джунгаро-казахский “спецназ” двинулся дальше вдоль русла неизвестной реки, которая вывела их на берег Или. Возле скал с изображениями Будд отряд переправился на другой берег. Джунгарские воины побежали к скалам и, выкрикивая буддийскую мантру “Ом мане падме хум”, стали молиться и целовать рисунки... Дальше отряд повел Даваци. Редкие джунгарские разъездные караулы если и видели отряд, то принимали за своих. А если не принимали, то расплачивались за это жизнями. Больше уже не встречая в пути серьезного организованного сопротивления, в начале января 1753 года джунгаро-казахский “спецназ” ворвался в слабо охраняемую Ургу. Появление Даваци с Наурызбаем было полной неожиданностью для Ламы Доржи. Окружив и изрубив сотню теленгитов личной охраны хунтайджи, отряд взял его в плен. 12 января по приказу Даваци Лама Доржи был казнен. Новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведенной операции Аблай султан еще более утвердился в своих планах установления контроля над Джунгарией...

alt

Будды на Или

Хасг Геленг -
Каскелен
Сейчас город Каскелен - это город-спутник Алматы. Как же можно расшифровать загадочное слово “каскелен”, которое впрямую не этимологизируется ни с казахского, ни с монгольского? Если не считать наивных попыток буквального перевода с казахского типа “лысое место” или “две келин” в духе народной этимологии, то что оно означает?
Если топоним имеет казахский вид, но легко не этимологизируется с казахского языка и при этом относится к местам, где обитали джунгары-калмыки, то наверняка он ойратского происхождения. Хорошо известно, что искажение названий - это обычная практика любого языка, когда непонятный иностранный термин (топоним) народ подгоняет под похожее по звучанию родное слово. После изгнания джунгар и до появления русских в западной части Иле-Алатау хозяйничали казахи, киргизы, кокандцы. Поэтому искажение первоначального джунгарского словосочетания в тюркской среде неизбежно, а попытки его буквальной этимологии с казахского дадут совершенно другое значение. Так же, как, например, искажения казахских названий в русском языке: Бура бай - Боровое, Ким асар - Комиссар.
Конечно, при восстановлении искаженных слов возможны разные варианты. Приходится выбирать наиболее вероятный. По казахским преданиям, джунгарский батур Каскелен имел казахские корни. Возможно, с детских лет он был взят джунгарами в плен или был сыном влиятельного местного нойона Хорена от казахской пленницы-наложницы. Таких полукровок было много как среди джунгар, так и среди казахов. Среди джунгар хорошо известны упомянутый выше Лама Доржи или один из предводителей джунгарского восстания против китайцев 1757-58 годов Хасаг Сары. Словом “хасаг” ойраты называли казахов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пленник (или незаконнорожденный сын) нойона Хорена мог получить джунгарское имя “Хасаг гёлёг”, что означает “казахский щенок”. Хотя мальчик и получил пренебрежительное имя, но вырос в сильного и умного воина-батура. А затем, как и Лама Доржи, став наследником отца и уважаемым нойоном, мог и слегка изменить свое имя (или сам, или окружение), чтобы оно ассоциировалось не со щенком, а с гёленгом - буддийским монахом. Кроме того, в калмыцком языке существует тенденция сокращения концевых гласных звуков, и монгольское хасаг звучит в калмыцком как хасг. Монгольская буква “х” в тюркских языках (в казахском особенно) обычно заменяется на “к”. Таким образом, выстраивается лингвистическая последовательность искажения начального варианта: хасаг гёлёг - хасг гёленг - касгёлен - каскелен. После смерти Каскелена и местную реку (Карасай? Кызылкунгей?), где была его родовая ставка, стали называть по его имени.

alt

Памятник Наурызбай батыру

Любовинский -
Троцк - Каскелен
В историко-краеведческом музее Каскелена происхождение топонима Каскелен точно не знают, но гипотетически связывают с именем джунгарского батура. А письменная история города, зафиксированная в документах, начинается с середины XIX века. Как оказалось, название местности Каскелен претерпело удивительные метаморфозы в XIX и XX веках. Но обо всем по порядку.
В залах музея я единственный посетитель. Девушка-экскурсовод рассказывает, что казачий пикет на почтовом тракте Верный - Семипалатинск стал называться выселком Любовинский, а затем казачьей станицей Каскеленская.
- А что было здесь в XVIII веке? - спрашиваю я. Девушка-экскурсовод пожимает плечами. Но потом вспоминает, что где-то рядом была кокандская крепость Тойчубек.
- А правда, что после установления советской власти казачью станицу переименовали в село Троцк в честь Льва Троцкого? - задаю я еще более коварный вопрос. Об этом писал известный алматинский краевед и писатель Владимир Проскурин, но на стендах музея никакой информации об этом нет. Девушка растеряна и делает круглые глаза. К ней на помощь приходит женщина - директор музея и утверждает, что по архивным документам после установления советской власти в Жетысу станицу Каскеленскую переименовали в Троицк. Тут круглые глаза делаю я. В эпоху “красного террора”, борьбы с религией, разрушений храмов и расстрелов священников переименование большевиками казачьей станицы православным термином не поддается никакой логике. А вот переименование в честь вождя победоносной Красной армии Льва Троцкого вполне в духе времени. Хорошо известно, что после победы большевиков в Гражданской войне огромное количество городов и сел России и национальных окраин было переименовано в честь живых и мертвых героев революции: Ленинград (Ленинабад, Ленинакан), Сталинград, Калининград, Ворошиловград, Буденновск, Свердловск, Чапаевск, Зиновьевск, Куйбышев, Киров, Орджоникидзе, Горький, Фрунзе, Чкалов, Молотов, Фурмановка и сотни других, всех не перечислишь. Как оказалось, даже Москву в 1927 году предлагали переименовать в Ильич, в 1938 году - в Сталинодар, а в 1953-м - в Сталин! Не исключено, что одним из поводом для ссылки Троцкого в Алма-Ату в 1928 году могло послужить название соседнего села Троцк.

alt

Наурызбай vs Каскелен

Директор музея Мария Кожанова настаивает на приоритете архивных документов, уверяя: “Что написано пером - не вырубишь топором”. Но ведь для большевиков такие законы не писаны. Все было в их власти, и вставить букву “и” в название населенного пункта или переписать документы, ничего не стоило. После осуждения Троцкого, Каменева и прочих “врагов народа” местные коммунисты, спасая свои шкуры, легким движением руки могли превратить Троцк в Троицк, а Каменевку в Каменку. И ведь такие переименования происходили не только в Казахстане. Одним из первых в 1919 году было переименовано в Троцк село Иващенково, затем город Гатчина. После высылки Троцкого из СССР первое стало Чапаевском, а второму вернули старое название.
В конце концов, не без помощи Марии ханум выстраивается историческая хронология для местности Каскелен. В раннем Средневековье на Шелковом пути, на берегу местной чистой и прохладной реки с неизвестным названием, был построен караван-сарай. В XVI веке Шелковый путь заглох, и караван-сарай постепенно разрушился. После захвата Жетысу джунгарами на месте развалин караван-сарая у местного джунгарского рода в XVII-XVIII веках была ставка, а возможно, даже буддийский храм. Место ставки, а заодно и речку позже стали называть Каскеленом по имени кочевавшего на ее берегах и погибшего там же владельца улуса. В начале XIX века край захватили кокандцы и выстроили на месте бывшей джунгарской ставки крепость Тойчубек. Русские войска в 1851 году взяли и разрушили кокандскую крепость, изгнали кокандцев и на месте крепости (или рядом) в 1857 году образовали казачий пикет. Затем пикет превратился в выселок (от крепости Верный). Выселок разрастался и получил название Любовинский, а в 1901 году стал казачьей станицей Каскеленской. После Гражданской войны в 1920-х годах казачья станица ненадолго стала селом Троцк (или Троцкий), Троицком, затем снова стало Каскеленом. Круг замкнулся.
Одна из главных современных достопримечательностей города - памятник Наурызбай батыру. Памятник установлен в честь 300-летия батыра на вершине естественного холма на въезде (выезде) в Каскелен. Внушительный и высокий постамент, великолепная конная скульптура с хорошей детализацией. Батыр как бы парит над местностью и, смотря на север, охраняет ее от вражеского вторжения. Не исключено, что череда переименований еще не закончилась и в будущем город Каскелен станет Наурызбай батыром.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение