|
Алан Байтенов Сколько необходимо камер современному обществу, чтобы полностью нейтрализовать преступность? Точной формулы нет - все зависит от желания властей покончить с беззаконием. Однако есть примеры. Так, в Лондоне их более четырех миллионов. А в Китае, там, где проживает более 1,3 миллиарда людей, этих помощников еще больше - около 100 миллионов. Цифру дает The Wall Street Journal, уточняя, что, по последним данным, только в Пекине их около пары миллионов. При этом рассказывает, что в ближайшее время их станет еще больше. Чэнду - город-полигон - обкатывает новую технологию мобильного распознавания лиц. Все, что нужно, - это снарядить вполне обычный автомобиль полицейского аппаратным комплексом. А он уже считает подозрительные лица, номерные знаки и определит скорость машин. Причем сделает это на ходу. Возможности системы впечатляют - она способна распознавать лица, сверять их с банком данных подозрительных людей на скоростях свыше 120 километров в час
Как Алматы, да и любой другой город Казахстана преобразится, если городская администрация получит подобные вещи! Учитывая возможность системы определять лица буквально на лету, можно представить, какова эффективность комплекса в статичном исполнении. Пусть точность останется такой же (около 98,7 процента), при этом площадь подконтрольной зоны вырастет в разы. Тогда уж точно ни один преступник не останется безнаказанным. Это, безусловно, поможет в достижении главной цели - перед законом и камерами все равны. Что, собственно, и является главной составляющей понятия “неотвратимость наказания”. Но обо всем по порядку. Что предлагают специалисты из Китая? Учитывая не самую стабильную ситуацию в мире, крупные города являются главной целью для представителей радикальных течений. Однако кроме них есть еще и вполне обычные нарушители. Все они представляют собой с первого взгляда неделимый поток - толпу, с которой они смешиваются и в которой искусно маскируются. Практика показала - полный контроль исключительно силами человека в режиме реального времени невозможен. Да, пусть камеры установлены в каждом углу, человек-оператор физически не способен определить каждого нарушителя или преступника в серой массе людей. И тем более успеть сличить лицо каждого, кто появился на экране, с соответствующей базой данных. Это способны сделать только машины. Они, так рассказывают инженеры компании, что дорабатывают полицейские автомобили в Китае и создают стационарные комплексы наблюдения, способны определять личность, половую принадлежность и потенциальную опасность для общества, даже если видно всего лишь треть лица. В том числе если преступник пытается изменить свою внешность - спрятаться за накладными усами, очками, париками или головными уборами. Наконец, вычислительные мощности машин позволяют делать это самостоятельно и реагировать в считанные доли секунды - в момент появления угрозы на пульт дежурного поступает сигнал с описанием возможных рисков, и объект получает маркер. То есть машина ведет его “под руку”, сообщая точные координаты отряду. Ну а дальше дело за человеком - необходимо спланировать операцию задержания. К тому же подобные системы могут фиксировать подозрительные предметы. Все это доступно в любое время дня и ночи. По желанию заказчика камеры могут быть оснащены тепловизионными модулями. И при наличии определенного программного обеспечения можно анализировать даже эмоциональное состояние объекта. Как мы знаем, любое настроение человека влечет изменение температуры его тела. Будь то радость, любовь или болезнь, стресс и страх. Кстати, подобными методами часто пользуются в моменты эпидемий мировых масштабов. Впервые эту технологию применили в момент разгула птичьего гриппа - любое отклонение от нормы и человека изолировали для проверки. Таким вот образом спасли множество жизней. В том числе и зараженным - моментально и на ранних стадиях оказывали помощь.
Как это можно использовать у нас? Имея возможность определять лица с высочайшей точностью, подобную систему можно использовать по тому же принципу, по которому сегодня работают камеры видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Только вместо номерных знаков использовать лица, которые также уникальны. Необходимо создать соответствующую базу данных. С этим сложностей возникнуть не должно, ведь при получении документов каждый из нас оставляет свою фотокарточку в государственной базе данных. Это вполне реализуемо. Удобств масса. Вот, к примеру, решил человек прокатиться на “заряженной” машине или мотоцикле. Но так увлекся, что в момент своего приключения подвергал опасности жизни горожан. Часто - смертельной. Он, конечно же, знает, что все дороги оснащены камерами, и обязательно спрячет номер своей техники. Вот здесь приходят на помощь другие электронные постовые - они следят за ним у заправочных станций, закусочных, в подворотне его дома. Да, нарушитель может предвидеть и это, скрыв лицо за маской. Но только сегодня. А что будет завтра? Долго скрываться не получится - лицо будет идентифицировано, “привязано” к личности и, наконец, оштрафовано. А может быть, даже заключено под стражу - все зависит от тяжести преступления. Необходимо только разработать нормы, согласно которым доказательства должны быть определенного разрешения и качества. И только с аппаратов, которые прошли государственную регистрацию. К тому же камера может работать еще и как частный детектив. Кому-то подобное не понравится, но ведь город в этом случае имеет шанс стать по-настоящему безопасным. И это то, что, в конце концов, выберут горожане. Напомним, что только за 2015 год камеры, что работают на дорогах Алматы, зафиксировали около 614 тысяч нарушений. А это примерно 11 миллиардов тенге. Представьте - сколько еще можно привлечь средств, если система видеоконтроля будет работать в полную силу, охватывая также городские улицы и подворотни? Впрочем, подобный подход позволит не только зарабатывать на штрафах. Круглосуточный контроль даст возможность предотвращать преступление. А в случае, если оно все же было совершено, раскрыть его в самые короткие сроки. К тому же система позволит создать некий фильтр - сканируя места скопления людей, отличать местных от приезжих. И на всем пути - от вокзала, аэропорта или автовокзала - регистрировать их передвижение. А также следить за ними на протяжении всего срока пребывания. Начать можно с метро, далее оснастить подобными камерами другой общественный транспорт. В том числе и муниципальное такси. Все это позволит наладить совершенно новый уровень безопасности городской среды. Согласитесь, мы имеем на это право. Кстати, подобные системы пробует и полиция Токио. Для того чтобы увеличить точность определения угрозы, а также облегчить работу системы, японские полицейские создают 3D-модели лиц преступников. Или, к примеру, Лас-Вегас - “город пенсионеров”, которые просаживают заработанные за жизнь деньги. Там ночью любая дама при полном параде и в бриллиантах может свободно ходить где вздумается. В случае, если кто-то решится ограбить ее, не пройдет и десяти минут - злоумышленников схватят, скрутят и в скором времени обязательно осудят. На минуту вернемся в Китай. Новейшая система обеспечения безопасности пройдет боевое крещение в момент проведения саммита G20. Это говорит о многом - Китай не похож на то государство, которое пойдет на риск, показывая красивые, но неработающие и бестолковые технологии на мероприятии такого уровня. В пользу подобных интеллектуальных систем распознавания лиц говорит также и недавний контракт турецкой компании eikin Technology с полицией Абу-Даби - достигнуто соглашение на оборудование 250 полицейских автомобилей системами интеллектуального видеонаблюдения. Принцип работы тот же - кроме лиц машины в режиме реального времени сканируют также и участников дорожного движения. К слову, эта компания является одним из лидеров на рынке интеллектуального контроля над безопасностью и предлагает комплексы под ключ, которые работают как в помещениях, в крупных торговых центрах, банках, аэропортах, вокзалах, так и за их пределами. Не сочтите за рекламу, но подобная информация может быть полезна представителям отечественного бизнеса. Ведь именно в сотрудничестве с ним городская администрация может создать подобный комплекс и обезопасить свой город. И именно бизнес способен реализовать столь масштабный проект - договориться с лучшими специалистами и приобрести нужное передовое оборудование. Городской администрации необходимо лишь провести исследование и наладить совместную работу. Возможен такой способ сотрудничества - процент от штрафа. Примерно по такому же сценарию работают частные судоисполнители - они получают до 25 процентов с полученного штрафа, если его размер не превышает 60 МРП (один МРП - 2121 тенге). В общем, больше поймают - больше заработают. Эффективность способа видеоконтроля доказана неоднократно. И в эпоху умных машин наладить полную безопасность в большом городе возможно. Необходимо создать единый интеллектуальный центр, который смог бы объединить в себе камеры наружного наблюдения, системы контроля над соблюдением ПДД, системы противопожарной безопасности, пункты голосовой связи и оказания экстренной помощи гражданам. Все технические решения для того есть. В Лондоне, который считается одним из самых спокойных в мире, проживает около восьми миллионов человек. То есть на одну камеру приходится два жителя. Вот здесь как раз и можно нащупать тот самый стандарт безопасности, к которому необходимо стремиться. В Алматы около двух миллионов жителей. Поэтому, чтобы приблизиться к упомянутым стандартам спокойствия, необходимо установить как минимум сто тысяч систем круглосуточного видеонаблюдения. Что еще важно, количество их не ограничено - современные комплексы способны работать с сотнями тысяч камер наблюдения одновременно. При этом обрабатывать информацию о происходящем в режиме реального времени, существенно облегчая и улучшая работу полиции. Дело лишь за решением представителей городской администрации. |