|
Ирина Гайкалова
Детям, даже самым маленьким, нужно общение и развитие. Более того, говорят, что способности к обучению на всю жизнь закладываются до четырех лет. Поэтому так важно создать ребенку условия для этого важного дела. Сегодня, когда детские сады переполнены, а качество их работы далеко до идеального, альтернативой социализации детей могут выступить воскресные школы
Что такое воскресная школа и что она сегодня может предложить нашим детям? Этим вопросом мы задались и попытались исследовать проблему на примере Алматы.
Итак, начнем с определения и истории. В истории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами. Это конфессиональные школы различного вероисповедания (к примеру, пятничные для мусульман, субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные для религиозно-нравственного воспитания; и общеобразовательные школы для взрослых и детей, ставящие своей целью их дошкольное образование. Такая градация сохраняется. Сегодня в Казахстане можно найти как религиозные воскресные школы, так и светские. Но последние работают почти исключительно для детей дошкольного возраста. Воскресные школы для взрослых отошли в прошлое.
|
Дети нуждаются в общении со сверстниками |
После распада Союза, который не нуждался в воскресных школах, потому что сеть детских садов была развита и работала исправно, институт воскресных школ стал возрождаться в СНГ. Эта деятельность стала бизнесом и заполнила свою нишу. Нельзя сказать, что сегодня рынок насыщен или даже перенасыщен воскресными школами. Они есть, но их не так уж много. Надо сказать, что в последнее время все большую популярность приобретают центры развития детей, которые работают несколько по иному принципу: дети приходят в них несколько раз в неделю на занятия.
Однако свою актуальность воскресные школы не теряют - они особенно привлекательны для детей от двух лет, которые не ходят в детские сады, но так же, как и все остальные, нуждаются в общении и развитии.
Представитель одной из воскресных школ Алматы говорит: “Для детей, которые приходят к нам, в наши группы, - это единственный коллектив, подходящий им по возрасту. Такая школа дает возможность пообщаться с детьми, выработать свое отношение к ним, научиться бытию в коллективе. Ведь в воскресные школы приводят детей, которые не ходят в детские сады, а обычно находятся либо с бабушкой, либо с няней, которые при всем желании не могут им заменить общение со сверстниками”.
Педагог-психолог Татьяна Демченко (школа №121, Алматы) считает, что у воскресных школ есть как плюсы, так и минусы: “Если исходить из того, что ребенок должен развиваться, социализироваться, учиться взаимоотношениям, то, конечно, посещение детского сада будет предпочтительнее. Ведь в детских садах существует программа, которая рассчитана на длительный срок. И потом - с трех до шести лет ведущей деятельностью детей является ролевая игра. Дети должны очень много играть. А воскресная школа все же предполагает доминирование обучающего элемента. Если в детском саду ребенок может прерваться на игру, то в воскресной школе он вряд ли будет так свободен в своих желаниях. Есть опасение, что дети в результате не доиграют, слишком рано приобщатся к школьному расписанию жизни. И, наконец, еще один минус: субботу и воскресенье дети ждут, чтобы побыть с родителями, а не заниматься учебой...”
Что касается плюсов, то специалист не сомневается: в хорошей школе обязательно уделят время для ролевых игр, для того, чтобы ребенок мог пообщаться со сверстниками. “Воскресная школа все-таки даст коммуникативные навыки и научит решать сложные задачи общения с другими детьми. Детям, которые воспитываются в основном дома, такие школы могут многое дать. К тому же, посещая воскресные занятия, ребенок будет знать, что такое школа, и придет в первый класс без страха”.
Итак, что сегодня предлагают воскресные школы? Обычно занятия происходят по воскресеньям, но могут предложить и субботние встречи. В список занятий входит развитие навыков рисования, лепки из пластилина, чтение по методике Зайцева, танцы, музыкальные упражнения - разучивание песенок, к примеру, дети постарше (лет с пяти) начинают приобщаться к казахскому и английскому языкам, математике.
В некоторых школах предполагается, что дети смогут и погулять, и съесть припасенный домашний завтрак, так как обычно занятия начинаются в 9-10 утра и продолжаются до 12-13 дня. Стоимость такого обучения обычно колеблется в пределах от 6 до 10 тысяч тенге за месяц. Первые занятия иногда можно пройти бесплатно - посмотреть, нравится или нет. Мы посетили несколько воскресных школ и пришли к выводу, что в целом программы не отличаются друг от друга, но помещение школ может повлиять на выбор. Наиболее приемлемыми выглядят комнаты в детских садах, в просторных и оформленных офисных помещениях.
Школы, переоборудованные из обычных квартир, проигрывают в этом отношении, потому что группы бывают до 10 человек, и лучше, когда детям есть где развернуться. Хорошо, когда при школе работают психолог и логопед, когда много игрушек и большое внимание уделяется ролевым играм, что так необходимо детям младшего возраста.
Но, надо сказать, выбор воскресных школ невелик. Они есть не во всех районах города (в отличие от развивающих центров, которых сейчас во много раз больше).
Если выбор родителями сделан в пользу воскресной школы, возникает закономерный вопрос: а что может дать посещение школы кроме развития ребенка? Повлияет ли окончание такой школы на выбор среднего учебного заведения? Проще говоря, может ли “котироваться” окончание воскресной школы обычными школами?
Ответ таков: и да, и нет. Представители воскресных школ говорят, что все зависит только от способностей ребенка: если он покажет себя, свои знания, то его примут в любую школу, а уж каким образом были достигнуты эти результаты, в каких воскресных школах - это мало кого интересует.
Но есть и другой вариант: если воскресная школа находится при том учебном заведении, куда впоследствии пойдет учиться будущий ученик. Бывает, что такие воскресные занятия существуют при частных школах, но есть и при государственных (например, при гимназиях №111, 132). В этом случае воскресные школы служат гарантами поступления именно в эти общеобразовательные учреждения, при которых они работают, и более никаких рекомендаций и тестов ученикам не потребуется. |