|
Айгуль Жилкишина В предыдущем материале из подсерии “Интимная карта мира” мы писали, что голландские секс-сотрудницы не только получают пособие по безработице, пенсию и страховые медицинские выплаты, но и защищены выплатами на “профессиональную переподготовку” - очевидно, из фондов своего профсоюза Rode Draad. Известные своей общественной и политической активностью жрицы любви из Амстердама также часто жалуются полиции. Другое наследие от средневековых юдзё и гейш получили нынешние обитательницы японских “отелей любви” и утонченные представительницы “мира ивы и цветов” - политику “чайных домиков” и верность своих избранников. В продолжение серии о социальном феномене проституции предлагаем материал о самых таинственных и вожделенных дамах полусвета из Страны восходящего солнца
Из исторических романов и хроник всем известно понятие “куртизанка”. С французского courtisane и с итальянского cortigiana оно переводится как “придворная дама” и служит названием для содержанок в элитных слоях общества с XIII и до начала XX века. Античные гетеры, индийские девадаси, а также римские и венецианские куртизанки XIII - XVI веков, королевские фаворитки - все эти яркие женщины оказали заметное влияние на историю своего времени. Но именно японские гейши всегда считались самым утонченным воплощением гармонии женского начала, тайной за семью печатями. Странная скользящая походка, мистическая элегантность мелочей, стилизованные жесты - во всей этой искусственности они обретали высшее удовольствие. И доставляли его мужчинам. В настоящее время слово “гейша” стало нарицательным для обозначения женщины-идеала - экзотической красавицы в ярком кимоно, в котором она похожа на чудесный цветок, взмахом ресниц заставлявшей трепетать сердца мужчин. Это мечта любого японца, идеально сочетающая в себе внутреннюю и внешнюю красоту - грациозно идущие в туфлях на высоком каблуке очаровательные японки с фарфоровыми личиками. Почему они так желанны и недосягаемы? Давайте разберемся.
Хозяйки карюкай Впервые гейши в Японии появились в XVII веке, и изначально, как ни странно, ими были мужчины. И основной задачей мужчин-гейш было развлечение высокопоставленных гостей танцами, пением, игрой на музыкальных инструментах и интересными беседами, а вовсе не интимная близость. Постепенно в их работе стали принимать участие и женщины. Уже в 1779 году ремесло гейши было объявлено самостоятельной женской профессией. В 1800 году мужчины-гейся окончательно капитулировали, так как дам-гейш стало в три раза больше, чем кавалеров. Со временем это искусство стало сугубо женским. И наступило золотое время гейш, которые стали заниматься - говоря сегодняшним языком - развлекательным предпринимательством, в то время как многие за пределами Японии ошибочно считают их проститутками. Собственно секс-сотрудниц на японских островах называют куртизанками, и их род деятельности не связан с тем, чем занимаются гейши. Работу “ночных бабочек” можно назвать удовольствием для тела, а работу гейш - усладой для души. В русском языке слово “гейша” появилось из-за неправильного прочтения японского “гэйся”, в свою очередь состоящего из двух частей: “гэй” - “искусство” и “ся” - “человек”. Дословно гейша значит человек искусства, или “человек, обладающий мастерством”. В некоторых регионах Японии в ходу название “гейко”, а учениц гейш называют “майко”. “Май” по-японски “танец”, а “ко” означает “ребенок”. Вместе это звучит как “ребенок танца”, но можно перевести и как “молодая девушка”. Обычно гейшами становились девочки из бедных семей, которых покупали хозяйки “окия”. Так называются дома гейш, где многие из них живут до сих пор. Купленная у нерадивых родителей девочка изначально должна была выполнять всю самую тяжелую и грязную работу. Со временем ее начинали обучать искусству гейш. И она овладевала новой ролью женщины - хозяйки “карюкай”, или “мира ивы и цветов”. Так в Японии называют жизнь и профессиональную деятельность гейш и майко. Девушки овладевали искусством пения и игры на музыкальных инструментах, искусством аранжировки цветов, умению выбирать и носить кимоно, традиционных танцев, каллиграфии и живописи, а также премудростями ритуала традиционной японской церемонии чаепития. Профподготовка нынешних гейш не столь жестка, как раньше. В настоящее время гейшами становятся девушки 18-20 лет, а в прошлых веках отбор начинался уже в возрасте 9-12 лет. Девочки должны были быть привлекательными, обладать музыкальным слухом, пластикой, обаянием, артистизмом, а также великолепной памятью и невероятным терпением. Постичь такую уникальную профессию нелегко, да и владелицы заведений, обучающие профессиональных гейш, никогда не допускали поблажек. Профгейши считали, что, только пройдя такой адский путь, девочка сможет стать достойной представительницей карюкай. Отшлифованный веками профессиональный этикет гейш подразумевает владение множеством отточенных навыков: играть на нескольких национальных инструментах, исполнять классические народные танцы и песни, декламировать стихи, участвовать в небольших театральных постановках. Помимо вышеописанного девушки должны обладать широкими познаниями в поэзии, литературе, музыке, а также быть в курсе новостей современной жизни, главным образом интересных мужчине. Гейшу отличают такие утонченные манеры, как умение держаться, ходить, сидеть, разворачивать и вести светскую беседу, одеваться со вкусом и смеяться. Ценность искусства гейш заключается исключительно в их уме и обаянии, а не в премудростях секса. Их притягательность, как и скрытый смысл игр с гейшей, состоит в том, чтобы завоевать ее расположение. Большой удачей для мужчины считалось завоевать симпатию гейши, и тогда она из собственного интереса открывала дверь в свою спальню. Высокопрофессиональная гейша всегда находилась и находится на особом положении, независимо от того, вступит она с клиентом в любовную связь или нет. В истории есть много примеров, когда гейши становились образцами верности. В Японии из поколения в поколение передают легенду о любви гейши Окои и премьер-министра Кацуро-Таро. Окои после его смерти постриглась в монахини буддийского монастыря, до конца своих дней сохранив верность любимому, проведя остаток жизни в одном из токийских монастырей. Даже в период войн с Китаем и позже с Россией гейши проявили себя как истинные патриотки, часто отправляясь в тыловые части развлекать солдат. В 1957 году в Японии отменили официальную проституцию, но общин гейш эта мера не коснулась, они продолжают существовать и сегодня. Наверное, не в последнюю очередь и потому, что гейши сводили с ума не только простых японских мужчин, но и государственных мужей. Недаром выражение “политика чайных домиков” берет свое начало с времяпровождения с гейшами. Во время таких встреч многие влиятельные политики открыто обсуждали проблемы государственной важности. Редко кто в правительстве Японии, включая премьер-министра, не имел любовницу гейшу.
|
Гейша закрывает уши, чтобы не слушать непристойный анекдот
|
“Женщины для удовольствий” Кто такие гейши, мы разобрались. Однако наряду с ними у японских мужчин были и юдзё, “женщины для удовольствий”. Они оказывали сексуальные услуги, торгуя не столько своим телом, сколько тем, что они способны сделать с телом клиента. И главное визуальное отличие юдзё от гейши было в поясе. Узел юдзё завязывают спереди (а не сзади, как это делают все остальные японки), и, как правило, у них более богатый наряд. Кстати, одеяние определяло не только кастовую принадлежность, но и походку женщин. Так как ранние свободные одежды со временем превратились в плотные кимоно, среди куртизанок, гейш и высокородных дам возник определенный тип ходьбы. Гейша семенит, как если бы ее ноги были связаны в коленях, а особая походка куртизанок называлась нукиаси тю-бинэра - “грациозный шаг с покачиванием бедрами в чувственном движении”. В старые времена существовали такие “подвиды” юдзё, как тайю (в Киото) и ойран (в Токио). Они были куртизанками высшего класса, точнее, особого ранга, которого могла достичь далеко не каждая юдзё. Они, как и гейши, были очень образованны, знакомы с разными искусствами и были идолами моды. Женщины такого ранга занимали очень высокое положение в обществе, имели право на свое мнение во многих вопросах, могли отказать клиенту, если им что-то не понравится. Тайю приходили на церемонии до гейш, и у клиента был выбор: попытать счастья с куртизанкой (а она вполне могла и просто отказать) или остаться для того, чтобы повеселиться с гейшами (но без секса). Несмотря на сексуальный аспект, тайю и ойран были так же искусны, как и гейши, а в некоторых видах искусства даже превосходили их. Тайю и ойран белят все лицо, как майко, а тайю еще и чернят зубы по старинной японской традиции. Ойран выглядят несколько сдержаннее, иногда их даже путают с гейшами. В японском обществе прошлых веков существовало несколько рангов юдзё. Приводим их “табель о рангах” от высокого к низшему - ёбидаси (“только по приглашению”), сантя, уметя, тсукемаваси (“всегда здесь”), засикимоти (“хозяйка квартиры”), хэйамоти (“хозяйка комнаты”), тсубонэ, хаси (самый низкий ранг). Остальные же, менее удачливые девушки, жили в специальных “веселых” кварталах. Для своей работы девушки имели специальную лицензию. Первым подобным местом по распоряжению Токугавы Иэясу в 1617 году в Эдо (Токио) стал квартал Ёсивара. Первоначально это название значило “Тростниковое поле”, но в дальнейшем иероглифы были изменены, что означало “Веселое поле”. Впоследствии слово “ёсивара” стало нарицательным - общим названием для всех “веселых кварталов”. Выбрать девушку можно было, просто прогуливаясь по улицам Ёсивара. Проститутки сидели по сторонам улиц, на верандах публичных домов за решетчатыми стенками. Смена девушки не поощрялась, рекомендовалось, раз выбрав проститутку, “придерживаться” ее. Выбор девушки оформлялся полуофициальным договором, и чтобы со временем сменить юдзё на ее коллегу, требовалось получить согласие обоих. Юдзё становилась как бы второй, или “временной”, женой клиента. Договоры заключались, и фактическое “обслуживание” происходило не на территории публичных домов, а в специальных чайных домиках. Отличительной чертой красавиц Ёсивара были тугие завязи шарфов и поясов, их поклоны и коленопреклонения, жутковатый белый макияж, покрашенная в белое шея (иногда даже вычерненные зубы), замотанная маленькая грудь, становящаяся невидимой под многими слоями шелка.
|
26-летний Этаро, который стал не гейшей, а гайшей (от английского gui» - парень), настолько хорошо изучил традиции гейш, что стал руководить целым заведением в районе Омори в Токио
|
Особенность японских мужчин Мужчины Страны восходящего солнца особые - они гораздо охотнее говорят о сексе, чем занимаются им. Для них приятное времяпровождение перед любовным актом, этнически обставленное, со множеством ритуалов, важнее самого акта, а то и вовсе заменяет его. Японцы рассматривают секс и эротику только лишь как часть эстетического восприятия окружающего мира. К тому же - какой мужчина не любит, когда постоянно тешат его мужское самолюбие и превозносят до небес его личные качества. У японца должны быть три женщины: одна - жена, чтобы вела хозяйство, вторая - куртизанка для секса, третья - гейша, чтобы вести с ней беседы по душам. Дело в том, что женитьба в Японии не всегда предполагает какой-либо привязанности или любви между супругами, да и семейный уклад японцев тоже особенный. Нравы японского общества довольно жестко предписывают нормы поведения мужчины во всех случаях жизни, в том числе и дома, и в семье. Японская жена должна быть сдержанной, молчаливой, погруженной в семейные дела, а значит, лишенной ореола чувственности и романтики. И только в обществе гейш японский мужчина может быть полностью раскрепощен. Все свои интеллектуальные, эротические и творческие фантазии, которые оставляет перед порогом своего дома, он может воплотить в чайных домиках. С подросткового возраста гейша является идеалом и вожделенной мечтой каждого японца. Говорят, что ожидание и предвосхищение усиливает многократно прелесть обладания женщиной. Может быть, поэтому японская сексуальная палитра богаче красками? Мужчины этой страны претендуют на титул “Самых сексуальных существ во Вселенной”. Молодые японцы заявляют, что “секс - это что-то вроде чистки зубов, только значительно реже”.
Сампан, огяру и энко Современные японские жрицы любви считаются самыми экзотичными и самыми искусными в мире, возможно, из-за древних традиций. Вообще, Японию сложно постигать в силу островной ментальности ее жителей. Сложное переплетение традиций, влияние синтоизма, сложные социальные ритуалы, кодекс чести, особенное отношение к жизни и смерти. Иностранцам в одиночку крайне сложно разобраться даже в определении самого понятия “японская проституция”. В Японии нужен хороший помощник из местных и для того, чтобы просто проникнуть в закрытый мир японских секс-услуг. Знатоки утверждают, что не стоит даже мечтать о действительно существующих до сей поры гейшах. Да, повсюду бесконечная реклама турецких бань, массажных кабинетов и подобных заведений, но в большинстве из них иностранцев не обслуживают. Гайдзин, то есть человек извне, пришелец, чужой, он в Японии всегда посторонний. Помимо того, в подобных местах самой мелкой разменной монетой является сто американских зеленых. Потолка цен на секс-услуги нет, как нет предела совершенству. Впрочем, те немногие, кому повезло, говорят, что игра стоит свеч. Те же бывалые секс-туристы заверяют, что японки, как правило, красивы, очень ухожены и - что немаловажно - гарантируют конфиденциальность. Местные гурии никогда не передадут содержание беседы другим людям, поэтому при них можно разговаривать абсолютно на любые темы. Но профессиональные услуги современных гейш могут доходить до 1000 долларов США. И, что удивительно, секс при этом вовсе не гарантирован. Большую часть этой налаженной индустрии составляют разговоры, намеки, простое человеческое общение и всевозможные развлечения. В отличие от многих других сопоставимых культур собственно сексуальные техники всегда в Японии считались второстепенными. Секс-работницы в Японии делятся на несколько категорий. Кроме гейш есть хостесс (“барменши”), эндзё косай, (школьницы старших классов, которые ходят на свидания с мужчинами среднего или преклонного возраста), огяру (тусовщицы). Также особой популярностью среди мужчин пользуются кафе, в которых официантки без нижнего белья ходят по зеркальному полу. А особая экзотика - токийские рестораны, где в качестве стола и блюда используются обнаженные девушки - ниотамори. Борделей как таковых в Стране восходящего солнца нет, но в изобилии процветают пресловутые массажные салоны и сауны. В подобных заведениях девушки доставят клиентам весьма откровенное удовольствие и без полового акта или с оным, но формально услуги оплачены не будут - деньги берутся сразу за входной билет. В Японии распространена культура посещать love-отели. Они очень популярны среди японской молодежи, так как в таких отелях можно ненадолго уединиться, что не всегда просто в условиях перенаселенных городов. Однако многое в проведении этого японского досуга ограничивается общением, правда, щедро приправленным эротическим флером и японским безумством, замешанном на фетишизме. К числу “фирменных” японских приколов можно отнести и караоке, где девушки поют, подвешенные вниз головой, и, конечно, с опавшей юбкой. В некоторых японских секс-шопах девушка может оставить на продажу в герметичной упаковке снятое с себя белье, пока не найдется мужчина, желающий его купить. Японцы с их особым фетишизмом и передовыми позициями в технической сфере положили начало новой традиции, которая по популярности затмевает все предыдущие. Речь идет о борделях, где клиента ждет огромнейший выбор латексных секс-кукол. Новые японские технологии позволяют создавать кукол из натуралистичных материалов с использованием настоящих волос, в образе кинозвезд или любимых героинь японской мультипликации. Их общество, как выяснилось, очень желанно для много работающего японского клерка, зашедшего после напряженного дня скоротать вечер.
|
Гейши в Киото
|
Розы и шипы В 1948 году в Японии вступил в силу Закон о регуляции бизнеса, затрагивающего общественную нравственность, а в 1985 и 1999 годах к нему были сделаны поправки. По сути, согласно законодательству, проституция запрещена, но фактически она может существовать до тех пор, пока государство в состоянии ее контролировать. Этот принцип наряду с существующим обществом потребителей, в котором обладание определенным количеством фирменных вещей является признаком социального статуса и богатства человека, а также с растущей дистанцией между молодым и старшим поколением и национальной навязчивой идеей о школьнице как сексуальном объекте вносит свой вклад в увеличение волны подростковой проституции в Японии. К примеру, перед государством стоит серьезная проблема, которая называется “эндзё косай” (enjo kosai, “свидания за деньги”) - по сути, это подростковая проституция. Желающие заработать немного “карманных денег” школьницы встречаются, ходят в кино и рестораны и, по большей части, занимаются сексом со взрослыми мужчинами. Связаться с такими девушками можно по телефону, для чего, к примеру, существуют доски объявлений. Зачастую объявления на таких досках оставляются в неявном виде, так что выделить их и пресечь подобные занятия довольно сложно. Число малолетних проституток в Японии начало расти с 1974 года, десять лет спустя эта цифра достигла тревожного уровня и с тех пор продолжает увеличиваться. В 1996 году столичное правительство выяснило, что четыре процента старшеклассниц участвовали в эндзё косай. Энко (сокращение от эндзё косай) занимаются и студентки. По свидетельству одной студентки, клиентами становятся профессора из их университетов. Молодые девушки хотят дорого и модно одеваться, к чему их все больше подталкивают окружающие СМИ и реклама, но деньги, как водится, есть не у всех. Таким образом, проституция для них стала способом “быть на волне” и дала возможность приобретать понравившиеся вещи, а некоторым - вести независимый образ жизни. Часть девушек даже гордятся тем, что таким образом могут обеспечивать себя самостоятельно, не залезая в карман родителей и получая суммы в несколько раз большие по сравнению с легальными способами заработка. Разница между поколениями заключается также и в подходе к зарабатыванию денег: старшее поколение долго и упорно работало на протяжении большей части своей жизни, а нынешняя молодежь предпочитает зарабатывать деньги и получать удовольствие. Но развлечения и получение легких денег являются только одной стороной подростковой проституции в Японии. Еще одним немаловажным фактором является тот, что у большинства подростков практически отсутствует контакт с родителями, разница в возрасте с которыми становится всё больше, поскольку рожать японки стремятся все в более зрелом возрасте. Также свою лепту в отношения и конфликты с родителями вносит длительный рабочий день, при котором работающие взрослые члены семьи подолгу не бывают дома. Многие малолетние проститутки признаются, что тоже стремятся пореже бывать дома, чтобы “не связываться” с родителями или братьями/сестрами. Еще одной причиной проституции среди подростков является все возрастающее давление переходных и вступительных экзаменов, на которых они должны доказать, что являются самыми лучшими. Согласно правительственному опросу, проведенному в 1996 году, только 44 процента молодых японцев в возрасте до 20 лет были довольны своей жизнью, а секс многие из них рассматривают как одну из форм разрушения “смирительной рубашки общества”. Под оказываемым давлением многие подростки ломаются психологически, и если о будущем они не задумываются, то начинают концентрироваться на радостях данного момента, в частности, на торговле собой.
|