|
Ольга Шишанова Минувшие сутки добавили в дело с российским лайнером Airbus A321 авиакомпании “Когалымавиа” новые подробности, в том числе и тот факт, что одним из 224 человек, находившихся на борту злополучного лайнера, был уроженец Казахстана из города Зыряновска, переехавший несколько лет назад в город на Неве на ПМЖ
По официальным данным, военный спутник США зафиксировал тепловую вспышку за четыре минуты до того, как самолет пропал с экранов наземных радаров. Что, по словам авиационного эксперта Майлза О’Брайана, “может указывать либо на ракетный запуск, либо на некий взрыв на борту самолета”. Кроме того, начальная расшифровка черных ящиков показала наличие посторонних шумов, явно не являющихся шумом самолетных двигателей. А еще у пассажиров, тех, что уже удалось опознать, по данным санкт-петербургских судмедэкспертов, были “обнаружены взрывные травмы”. Между тем, несмотря на то, что прошел не один день с момента крушения, многие дикторы, комментаторы, эксперты, да и просто известные люди с мнением на телевидении твердо стоят на странных версиях произошедшего. Например, утверждают, что всему виной пользование самолетом не одной авиакомпанией: сначала - турецкой, затем - ливанской. Откуда-то берут сведения о том, что перед вылетом пилоты лайнера якобы жаловались на какие-то неполадки в самолете, о том, что у компании “Когалымавиа” уже была авария этого самолета. Однако стоит прислушаться к мнению специалистов, которые утверждают, что почти 90 процентов самолетов не раз меняли авиакомпании, сдавались в аренду и перепродавались по нескольку раз. В отношении жалоб на технеполадки еще проще, поскольку это прямая обязанность экипажа сообщать о них в целях исправления, в противном случае понятно, что последствия могут быть самые печальные. Хотя, справедливости ради, заметим, что в отличие от аварий на тех же автодорогах, согласно статистике, одна авиакатастрофа приходится лишь на 1,3 миллиона полетов, составляя от силы два процента всех техногенных аварий. В то же время эксперты называют несколько факторов, которые могут стать причиной крушения самолета. И ни один из них нельзя исключать каждый раз, когда происходит авиакатастрофа. Первое - рассмотрение версии виновности пилота. Дело в том, что примерно в 50 процентах крупных авиакрушений, согласно статданным, выявляют ошибку пилота. Например, нарушение стандартной процедуры пилотирования или принятие неправильного решения в сложных метеоусловиях. Иногда причина - в проблемах со здоровьем у пилота, реже - в его неадекватности. Так, полгода назад почти такой же лайнер Airbus A320, следовавший курсом из испанской Барселоны в немецкий Дюссельдорф со 150 пассажирами на борту, разбился в горах французских Альп из-за намеренной ошибки пилота. Неадекватное состояние летчика не смогли или не захотели выявить ни во время обязательной предполетной медкомиссии, ни в ходе обязательных медицинских обследований для действующих летчиков, которые проводятся несколько раз в год. Обо всем стало известно позже. И потом - не во всех авиакомпаниях, как выяснилось, имеются тест-анализы на выявление алкоголя или наркотиков в крови пилотов. Даже у предполетной комиссии.
Второй причиной, из-за которой может произойти крушение пассажирского авиалайнера, эксперты называют отказ техники. Кстати, так происходит каждая пятая авиационная авария, самая крупная из которых была 30 лет назад вблизи Токио, когда при столкновении с горной грядой погибли 520 человек. Расследование показало, что всему виной - повреждение хвостовой части самолета, которую накануне недостаточно хорошо отремонтировали. В эту же категорию входит и довольно мистическое, но тем не менее существующее среди техперсонала авиации понятие “усталость железа”, когда в самолете, пусть даже и в прошедшем техобслуживание час назад, может неожиданно отказать любая деталь, что неминуемо приводит к аварии в воздухе. На третьем месте в авиакатастрофах стоят капризы погоды, которые порой не принимаются во внимание ни пилотами, ни диспетчерами. И наконец, едва ли не самый актуальный вопрос, который возникает при аварии самолетов любой страны, - насколько в этом можно усмотреть действия террористов, угонщиков (последние, впрочем, были более “популярны” во второй половине прошлого века, нежели сейчас) и других злоумышленников. Статданные говорят, что такие случаи набирают только восемь процентов авиааварий. Тем не менее в случаях с террористами жертв наблюдается больше всего. Достаточно вспомнить крупнейший теракт 11 сентября 2001 года, когда погибли 246 пассажиров и членов экипажа четырех одновременно захваченных самолетов плюс тогда же 2755 человек погибли на земле.
Астана |