Алла Иванилова
Согласно Транспортной стратегии, в Казахстане планируется реализовать порядка 80 крупных проектов на сумму около 30 миллиардов тенге. Будет построено и реконструировано около 50 тысяч километров автодорог, а также порядка 1700 километров железных дорог. Понятно, государство не осилит это только за счет налоговых поступлений. Поэтому решено использовать ставший модным в последнее время механизм государственно-частного партнерства
В свое время умные люди придумали механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), который реализуется сегодня через концессионные соглашения. Суть его заключается в том, что инвесторы берут у государства в долгосрочную аренду или строят объекты, которые, по закону, нельзя приватизировать. Между тем государство передает частному бизнесу часть организационных, экономических и управленческих функций, а за собой сохраняет право собственности, регулирует и контролирует целевое назначение.
Сегодня в стране существует законодательная основа для реализации концессионных проектов - разработаны 12 нормативно-правовых подзаконных актов. Создано АО “Казахстанский центр государственно-частного партнерства”, которое призвано проводить экономическую экспертизу и давать оценку концессионным проектам. Раньше это делали привлекаемые на конкурсной основе консалтинговые фирмы, что не всегда гарантировало высокое качество и, главное, ответственность за проводимые экспертизы. Как отметил председатель правления центра ГЧП Болат Смагулов, “в основном проекты связаны с транспортной инфраструктурой”.
В настоящий момент в области транспортно-коммуникационного комплекса реализуется 5 концессионных проектов. Еще по 17 в ближайшее время предполагается начать процедуру передачи в концессию. Самым капиталоемким и сложным является блок автодорожных проектов, концессии по которым внедрили в первую очередь.
Протяженность автомобильных дорог Казахстана общего пользования составляет 93 тысячи километров, из них в хорошем и удовлетворительном состоянии находится 55 процентов. Ремонта тебуют свыше 40 тысяч километров автодорог. Для этого ежегодно на дорожную отрасль необходимо выделять не менее 2 миллиардов долларов. “Это чрезвычайно большая нагрузка на бюджет, так как налоги, собираемые с пользователей автомобильных дорог, покрывают 30 процентов от потребности”, - заметил вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков.
Иностранные эксперты отмечают, что концессионное законодательство Казахстана, в принципе, соответствует международным стандартам. Привлекательна для инвесторов и та господдержка, которую предлагает наша страна: предусматривается механизм компенсации недостающих доходов на этапе коммерческой эксплуатации, предоставляются государственные гарантии на привлекаемый заемный капитал, страхуются отдельные виды рисков. Кроме того, концессионер освобождается от уплаты некоторых видов налогов.
Однако зарубежные специалисты предостерегают казахстанское правительство, напоминая, что ГЧП - достаточно новый механизм. Во многих странах концессионные проекты спустя несколько лет так и не дошли до финансового завершения. Кроме того, иностранцы советуют нам не сваливать решение всех проблем на частника, считая, что если отдал в аренду, то теперь это его хлопоты, а, наоборот, тесно сотрудничать, постоянно повышать инвестиционную привлекательность проектов и сделать процедуру заключения договоров открытой, вплоть до обсуждения в прессе.
Астана |