Ботагоз Омар Проекты с участием государственно-частного партнерства в Казахстане медленно, но верно набирают обороты. До конца текущего года в стране может определиться первый концессионер в сфере дорожного строительства. В строительство и эксплуатацию Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) инвесторы готовы вложить 1,2 миллиарда долларов, что в 1,76 раза больше стоимости проекта
В правовом поле понятие “концессия” было введено еще в 2006 году, соответствующий законопроект вносило именно Министерство транспорта и коммуникаций, ссылаясь на необходимость решения проблем постоянного недофинансирования дорожных проектов. Задумка была такова: инвестор единожды выделяет необходимую для строительства дороги сумму, а государство возвращает ее концессионеру равными долями в течение длительного времени (20-30 лет, с выплатой определенного вознаграждения). Первоначально благодаря такой модели власти намеревались параллельно запустить строительство сразу нескольких дорог - Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД), дороги Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай, Астана - Караганда, Астана - Щучинск - Боровое. Но конкурсы, объявленные по вышеуказанным проектам, признавались несостоявшимися из-за мирового экономического кризиса 2008 года и несоответствия национального законодательства в области концессии. Первым концессионным проектом в автодорожной отрасли может стать БАКАД. Конкурс по нему проходит в несколько этапов: первый - 7 апреля, второй - 15 сентября. Компания-победитель будет финансировать, строить, управлять и обслуживать платную дорогу длиной 66 километров. Для улучшения привлекательности проекта совместно с ЕБРР и IFC были внесены изменения и дополнения в законодательство в соответствии с международной практикой. В итоге на первом этапе для участия в конкурсе зарегистрировалось более 70 компаний. “Были приняты поправки в Закон “О концессиях”, в соответствии с которыми предусмотрено прямое соглашение между кредиторами (условно говоря, банками), участником (компанией, которая будет строить и вести проект) и государством. Если участники проекта допустят просрочки, задержки или будут уходить в дефолтное состояние, банки смогут напрямую обращаться к государству, в том числе в части компенсации вложенного капитала”, - сообщил в интервью “НП” заместитель председателя правления казахстанского центра государственно-частного партнерства Галымбек Мамраев. Международные и отечественные инвесторы проявляют большую заинтересованность. Они готовы предоставить 1,2 миллиарда долларов США на строительство и эксплуатацию БАКАД, что в 1,76 раза больше стоимости проекта. Это стало известно после того, как комитет автомобильных дорог МИР РК совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) провел встречу с потенциальными кредиторами, выразившими заинтересованность в финансировании первого в автодорожной отрасли концессионного проекта. В ведомстве убеждены, что в течение IV квартала текущего года концессионер будет определен. Напомним, что БАКАД планируется построить по параметрам I технической категории с 6- и 4-полосным движением в объезд Алматы. По прогнозам, интенсивность на дороге составит более 38 тысяч автомобилей в сутки, расчетная скорость движения - до 150 километров в час. На дороге предусмотрено строительство 8 развязок, 21 моста, 19 эстакад и путепроводов. Стоимость проекта оценивается в 680 миллионов долларов США. Договор концессии предусмотрен на 20 лет, в том числе срок строительства - 4,5 года, срок эксплуатации - 15,5 года.
Астана |