Юлиана Жихорь Коррупция насквозь пронизала казахстанские ряды. Она просвечивает не только сквозь чиновничьи корочки и полицейские погоны. Она стала столь неотъемлемой частью нашей жизни, что, похоже, ни берущие, ни дающие мзду уже не представляют себе жизни “по закону”. Похоже, что в списке самых популярных профессий в Казахстане скоро можно будет дописывать - “взяточник”
“Везде же так, как будто вчера родились”, - удивляются в “Фейсбуке” пользователи, увидев очередную новость о поимке коррупционера. А новость касается задержания очередного руководителя квазигосударственного предприятия - ГКП “Фонд коммунальной собственности” в Астане. Он умудрялся брать многотысячные взятки за то, чтобы не повышать стоимость аренды площадей в столичном парке. Поймали гражданина на мзде в 860 тысяч тенге. Теперь обогащенному квазичиновнику может грозить штраф в размере шестидесятикратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от трех до семи лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. (Судя по традиции последнего времени, “господин из парка”, вполне возможно, откупится штрафом.) В общем, как бы ни пели власти песнь о честном бюрократе, наш народ в это не верит. И потому с завидным упорством готовит конверты с энной суммой благодарности за лояльность. А есть другой вид коррупции. Она не очень заметна, но очень глубоко укоренилась в нашей жизни. Причем стала настолько привычна, что мы ее и коррупцией-то не считаем - так, особенности национального менталитета. Один из ярких примеров - общественный транспорт. Все пользующиеся автобусами-троллейбусами-трамваями в нашей стране не раз сталкивались с ситуацией, когда в обмен на оплату проезда водитель-контролер не выдает билетов. Недавно, будучи в Алматы, я два раза проехала в автобусе. И дважды позавидовала неунывающему благосостоянию водителя. В первый раз - когда он в обмен на просьбу разменять 200 тенге (дабы забросить 80 из них в валидатор) выдал сдачу и... собственные билеты - два кусочка простой белой бумажки. Второй случай более прозаичный. Водитель автобуса, движущегося по 79 маршруту, просто просил всех, входящих через переднюю дверь, оплачивать за проезд лично ему, а не кидать деньги в валидатор. Большинство входящих так и делало. И лишь единицы предпочитали идти законным путем. В других городах, где валидаторы отсутствуют, ситуации, когда водители и контролеры берут деньги, не выдавая билеты, вообще стали нормой. И редкий пассажир требует обилечивания, стимулируя пополнение личного кармана водителя. К слову, такая манера “взимания за проезд” в обход официальной кассы существенно влияет и на прибыль автопарков, которые, в свою очередь, начинают плакать о низкой рентабельности и выпрашивать у антимонопольного органа повышения платы за проезд. Естественно, что чем длиннее маршрут и выше наполняемость автобуса, тем выгоднее водителям на нем работать. А потому за самые “лакомые” маршруты идет самая настоящая борьба. И побеждает в ней тот, кто больше всех отблагодарит распределяющего водителей. То есть взятка какого из претендентов на водительское кресло этого маршрута будет больше. Помимо этого серьезные автобусные войны ведутся между автопарками за “лакомые” маршруты. И здесь уже включаются более высокие инстанции муниципального масштаба - они распределяют “зоны влияния” автобусных парков. И вряд ли это делается исключительно из добрых побуждений. В общем, вертикаль мздоимства пронизала эту сферу. Но вот в чем загвоздка. Население, то есть пассажиры, сами стимулируют процветание коррупции на транспорте, не требуя билетов или соглашаясь оплачивать проезд лично водителю. Они добровольно берут на себя роль не только участника этой “игры в благодарность”, но и вносят лепту в устойчивое процветание такого, пусть разово копеечного, но многомиллионного вкупе незаконного обогащения.
Астана |