Ирина Гайкалова
Одним из итогов уходящего года можно назвать событие, касающееся системы образования. Недавно правительство сообщило о своем решении отменить в 2008 году всеобщий поход шестилеток в школу. Видимо, серьезные намерения бывших реформаторов быстро и без потерь внедрить двенадцатилетку у нынешних министров вызывают нешуточное смущение
Оно и понятно: при нынешнем состоянии системы образования обучение с шести лет выглядит очень и очень странно. Мы уже не раз писали о проблемах, которые испытает школа, ребенок, родители и учителя, когда обучение начнется с шести лет. Свою тревогу на страницах газеты высказывали и наши эксперты.
Эксперимент по внедрению двенадцатилетнего образования в некоторых школах длится уже несколько лет. Но о чем говорят результаты? Психологи уверяют, что дети приходят не готовыми к школе - ни морально, ни физически. Дети “закрываются”, уходят в себя, становятся тревожными. И причина не столько в их неподготовленности, сколько в неготовности школы работать с маленькими детьми. Нет ни соответствующих помещений, ни методик, ни полноценного питания. К тому же не существует связи: детский сад - школа. В результате дети испытывают серьезные стрессы, плохо учатся.
Эксперты уверяют, что маленьким детям необходимы не только особенные классы, но даже отдельные здания, чтобы дети не сталкивались в коридорах со старшеклассниками. Все-таки шесть лет - это, по советским меркам, подготовительная группа детского сада. Реформаторы образования, решив когда-то во что бы то ни стало внедрить обучение с шести лет в школах, видимо, плохо представляли себе, какую махину придется сдвинуть с места.
По сути, надо сделать школу детским садом для маленьких первоклассников. И это не шутка: в развитых странах практикуется именно такой подход к маленьким ученикам. Да и по всем параметрам дети не подходят для серьезных занятий. Наши школы, которые, в принципе, должны были за это время подготовиться к принятию детского сада, оказались к этому не готовы.
Что говорить, если страна испытывает острый дефицит школьных мест: существующие школы переполнены, в классах занимается по тридцать-сорок человек. Какие помещения будет выделять переполненная школа для детей - неизвестно.
Да и не только от одних школ зависит процесс. Нужны педагогические кадры, учебники, методики. Всего этого нет или находится в стадии подготовки. Несомненно, есть в реформах разумное зерно, надо вливаться в общемировое образовательное пространство. Но слишком мало времени было выделено для перестройки всей системы. В некоторых странах дети идут в школу и в пять лет. Но для этого сделано очень много, все риски сведены к минимуму. Хорошо бы и нам изучить этот опыт.
Итак, родители, которым предстояло отвести своих шестилетних детей в школу в сентябре наступающего года, могут вздохнуть свободно. Потому что двенадцатилетку перенесли на один год. Уже другие родители будут переживать начало реформы и испытывать все ее недоработки на детях и себе.
Почему такой пессимистичный взгляд? Потому что никак не верится, что за один год наша система образования сумеет подстроиться под шестилеток настолько прекрасно, что они сумеют без стрессов пережить поход в первый класс. |