|
Алла Иванилова Ни для кого не секрет, что законодательная норма - предоставлять для трудоустройства инвалидов квоту в размере трех процентов от общей численности рабочих мест - сегодня почти не работает. Работодатели всеми неправдами пытаются обойти это требование, хотя, как они признаются, если бы государство финансово стимулировало, то безработных людей с ограниченными возможностями было бы гораздо меньше
Казахстан принял ряд важных законов, направленных на обеспечение прав людей с ограниченными возможностями. В начале этого года была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Разработан национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов, рассчитанный на 2012-2018 годы. В прошлом году закончился первый этап реализации плана, предусматривающий создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам. Однако на сегодняшний день самым проблемным вопросом остается трудоустройство инвалидов. Существующая квота - предоставлять работу трем процентам инвалидов от общей численности рабочих мест - так и остается на бумаге. Хотя в стране численность людей с ограниченными возможностями больше, чем население Соломоновых островов или Люксембурга - 600 тысяч человек, среди них свыше 400 тысяч трудоспособного возраста. Интегрировать их не только в общество, но и в производство крайне проблематично для работодателей.
В развитых странах около 40 процентов инвалидов трудоспособного возраста работают. В Казахстане не все так просто. Далеко не все работодатели хотят видеть в своем штате таких людей, поскольку у них сокращенная продолжительность рабочей недели и дополнительный отпуск, а также в зависимости от заболевания необходимо оборудовать рабочее место. Соответственно, это влечет дополнительные расходы. Например, трудовое место для колясочника должно быть специально оборудовано, глухонемым надо предоставить переводчика, а слепым “поводыря”. Под благовидными предлогами работодатели избавляются от таких работников или кандидатов, а чтобы не нарушать закон, в ход идут фиктивные списки таковых, взятки проверяющим инспекторам и другие уловки. Вот и приходится молодым людям, а в республике наблюдается тенденция омоложения инвалидности, сидеть в четырех стенах и довольствоваться небольшим пособием. В зарубежных странах давно поняли, что инвалиды - это большие трудовые ресурсы, которые нужно интегрировать в общество для развития экономики. Так же в военные годы, когда не хватало мужчин, было объявлено о гендерном равенстве, и женщины взяли на себя роль кормильцев, восполнив таким образом недостающую рабочую силу. Как и сейчас, на Западе взят курс на легализацию нетрадиционных отношений. Дав свободу гей-сообществам, государство, в первую очередь, заботится об экономике страны, поскольку людьми с нетрадиционной сексуальной ориентаций легко управлять (они в благодарность своей реабилитации и в доказательство того, что не хуже других, будут приносить пользу стране). Учитывая экологические проблемы в мире, с каждым годом инвалидов становится больше, и, отгораживаясь от них, чиновники теряют большой пласт трудоспособного населения, увеличивая нагрузку на бюджет. Между тем люди с ограниченными возможностями могут приносить пользу и работать там, где им не мешают недуги. Продавцами, массажистами, учителями, поварами, программистами - и этот список можно продолжать. Единожды вложившись в их интеграцию, государство окупит свои расходы в будущем. К тому же инвалиды, учитывая, как им нужна работа, более ответственные и трудоспособные работники, чем их здоровые коллеги. Однако в Казахстане пока этого не понимают и формально относятся к вопросам их трудоустройства, лишь для отвода глаз международных экспертов. Учитывая, что сегодняшняя трехпроцентная квота никак не дифференцирована, чиновники решили ввести градацию. Поправками в некоторые законодательные акты по вопросам миграции и занятости населения вводится квотирование рабочих мест для инвалидов в зависимости от общей численности работников. Так, если на предприятии работает от 50 до 100 тысяч человек, то квота для людей с ограниченными возможностями будет составлять 2 процента, от 100 до 250 - 3 процента и свыше 250 - 4 процента. При этом законом игнорируется малый бизнес, где зачастую работает менее 50 человек. Хотя, как показывает практика, люди с ограниченными возможностями заняты в основном на рынке услуг, а это как раз-таки небольшие предприятия, а не фабрики и заводы. Также не учитывается специфика работы предприятий - тяжелые и вредные условия труда. Ведь вполне логично, что это противопоказано для инвалидов. Не учитываются и вахтовые работники, которые в некоторых производствах составляют чуть ли не основную часть. Работодатели не отказываются от приема на работу инвалидов, однако с одной лишь поправкой - если государство предоставит субсидии или налоговые послабления, как это делается в некоторых странах. Так, в Японии государство выделяет субсидии компаниям, где работают инвалиды, для оборудования их рабочего места, но деньги предоставляются лишь в том случае, если этот работник получает такую же зарплату, как и его “здоровые” коллеги. Наши бизнесмены предлагают тоже возмещать затраты на создание рабочего места или дооснащение существующего, приобретение специального оборудования. Либо субсидировать часть заработной платы, которая покрывает разницу в производительности труда инвалидов. Государство готово пойти на такие затраты в надежде, что на сей раз законодательные квоты будут работать. Так, к мерам государственной поддержки работодателей, участвующих в создании специальных рабочих мест для инвалидов, относятся налоговое стимулирование, поддержка при осуществлении государственных закупок, при приобретении товаров, работ и услуг недропользователями. Кроме того, Министерством здравоохранения и социального развития утвержден перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. В этот перечень входит 109 специальностей, среди них такие, как портье, музейный смотритель, садовник, распильщик алмазов, медицинская сестра по массажу и другие. Однако далеко не все предприятия в силу различных причин могут трудоустраивать людей с ограниченными возможностями. В этом случае подошел бы вариант, когда такой завод или фабрика размещала бы заказ на аналогичную сумму, которую бы затратила на трудоустройство инвалидов в специализированных организациях, где трудятся такие люди. А ведь таких зачастую мелких предприятий немало, там инвалиды шьют одежду и другие принадлежности, разрабатывают сайты и программное обеспечение, проводят бизнес-тренинги и занимаются другими полезными делами. Более того, такой вариант был бы самым приемлемым. Последние получали бы гарантированную прибыль и могли бы расширить свое производство. К тому же, как признаются сами инвалиды, им гораздо комфортнее работать “среди своих”. Бизнесменам не пришлось бы изворачиваться и нарушать закон. А государство, в свою очередь, решило бы проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, выполнив, таким образом, международные обязательства. Но пока в стране будет сохраняться формальный подход, бизнес будет надеться на государство, а чиновники, в свою очередь, на работодателя, ситуация не изменится и законодательные квоты не будут работать. Число безработных инвалидов будет расти, как и их содержание из бюджета. Как говорится, не так страшен черт, как его малюют...
Астана
|