Ботагоз Омар По официальным данным, пятая часть экономики Казахстана находится в тени. Причем первую строчку в черном списке занимает торговля. Из-за высоких таможенных ставок “челнокам” легче заплатить взятку таможеннику, нежели официально задекларировать товар. В результате казна недосчитывается денег, покупатель получает контрабандный товар, рост коррупции и теневой экономики влияет на мировые рейтинги страны
Если до 2010 года предприниматели должны были платить за провоз текстиля 0,6 евро на килограмм груза, то после вступления страны в Таможенный союз, а затем - в ЕАЭС пошлина составила четыре евро. При этом не менее трети от стоимости товара должно пойти в доход государства. Причем без уплаты пошлины один человек может провезти 50 килограммов груза, но с оговоркой, что этот товар ввозится для личного пользования. Тем не менее казахстанские “челноки” имеют несколько способов контрабандного перемещения товаров. Так, на двух наиболее проблемных таможенных постах, находящихся на пересечении границ с Кыргызстаном и КНР, местные жители настолько приноровились зарабатывать на услугах мелких грузчиков, что представителям пограничных служб пришлось делать оговорку, что груз возможно беспошлинно перевозить не чаще одного раза в месяц. Так как, по официальным данным, в течение суток на одном только посту товар в небольших пакетиках переносило около трех тысяч местных жителей, для которых “сотрудничество” с предпринимателями - это единственный способ заработка денег. (По самым скромным подсчетам, всего за час люди с пакетами могут переправить через границу целый КамАЗ.) Второй способ - возможность договориться за определенную сумму с местными таксистами, которые специализируются на доставке своих клиентов с Дордоя (рынок в Бишкеке, самый крупный в Центральной Азии) до Чу, откуда предприниматели далее направляются в любую точку Казахстана, а то и других стран СНГ. Водители при этом “отстегивают” часть гонорара уже знакомым таможенникам или находят укромные места в своем автомобиле, увеличивая свою прибыль. И, наконец, третий, самый затратный вид обхода заполнения таможенных деклараций - возможность договориться с представителями таможенной службы напрямую. Причем здесь есть определенные строго установленные “таксы”, которые, в зависимости от размеров багажа, варьируются от двух до 40 тысяч тенге за сумку. В личной беседе с одним из высокопоставленных чиновников таможенной службы из Астаны автору материала напрямую сказали, что знают обо всех уловках, которые обычно используются предпринимателями. “Но для того, чтобы победить эту систему, нам необходимо найти новую плеяду таможенников. Если мы всех уволим, то где мы найдем три тысячи обученных специалистов?” - развел руками источник, пожелавший остаться инкогнито. Еще один вариант решения этого вопроса озвучивался в феврале 2014 года экс-председателем Комитета таможенного контроля (сейчас - Комитет государственных доходов) Министерства финансов Казахстана Госманом Амриным. На коллегии ведомства он предлагал увеличить заработную плату своим подчиненным во избежание коррупционных проявлений с их стороны. “Хотел бы отметить, что среди основных причин коррупционных проявлений остается недостаточный уровень социальной защищенности и социальных гарантий для должностных лиц таможенных органов... Прошу поддержать инициирование поправок в Закон “О правоохранительной службе” в части установления единого подхода к социальной и правовой защите таможенных органов, а также рассмотреть возможность дополнения к категории “аттестованных” сотрудников таможенных постов на границе и в аэропортах, и в морпорту Актау”, - предлагал он. Но вышеуказанный способ также вряд ли позволит решить проблему. В ходе недавнего расширенного заседания правительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил в рамках Евразийского экономического союза инициировать масштабное реформирование таможенных процедур и торговой политики. По мнению главы государства, необходимо рассмотреть вопрос сокращения уровня таможенных ставок. “Повышение конкурентоспособности бизнеса во многом определяется возможностью выхода наших товаров и услуг на мировой рынок. Надо инициировать масштабное реформирование таможенных процедур и торговой политики в рамках Евразийского экономического союза. Мы много раз говорили о таможенном администрировании и в общем-то не сильно преуспели в этом вопросе. Мы должны обеспечить свободное перемещение товаров и услуг. Даже на китайско-казахстанской границе не можем разобраться, чтобы грузовые поезда не стояли кучами там, а проходили. А когда образуются очереди, там и возникает коррупция. Скольких людей осудили, сколько раз ловили, и ничего не получается, потому что не решили кардинально вопрос”, - отметил президент. По его мнению, это позволит повысить прозрачность таможенного регулирования, улучшить администрирование и устранить почву для коррупции. Правда, прежде, чем вводить эти нововведения, их предстоит обсудить вместе со странами ЕАЭС.
Астана |