|
Алан Байтенов
Сказочное богатство и безрассудные траты на предметы роскоши - такой образ сложился у арабских шейхов. Однако сегодня они отходят от этого. Да, все еще остаются в их жизни золото, эксклюзивная недвижимость и дорогие автомобили. Но это сущий пустяк по сравнению с новыми игрушками - политикой, суперсовременным вооружением, желанием доминировать в своем регионе и отказом от нефтяной иглы. Это куда дороже и престижнее. И это сегодня главный курс той управленческой верхушки, в руках которой сконцентрированы крупнейшие запасы нефти и газа в мире.
К слову, ресурсы давно уже используются как оружие. И даже многовековое противостояние суннитов и шиитов сегодня решается с помощью нефти и газа
Одно время, когда это только начиналось, нам в красках рассказывали об образе жизни арабских шейхов и правителей стран залива. Интерьеры, облицованные драгоценными металлами, “невольники” и мужского, и женского пола - готовые, не задумываясь, отдать жизнь за своего монарха, автомобили на каждый день недели и огромные вложения денег во дворцы - все это было в новинку для мира. Ведь каких-то 100 лет назад там кроме рыбацких деревень, фиников, сложной жизни, песка и дефицита воды ничего не было. Но век назад появился новый фетиш - нефть. Все закрутилось, завертелось вокруг углеводородов. А страны, которые могли поставлять их на рынок - кстати, примерно тогда и ввели понятие “черное золото” - сразу же рванули вперед. И это была даже не нефтяная игла, а нефтяная пуповина. Однако некоторые государства все же стараются уйти от зависимости от ресурсов. Как видно, у ОАЭ сегодня это получается, наверное, лучше всех. Сегодня Эмираты не только столица туризма, но и мировая столица шопинга. Причем масштаб совершенно разный - от челночно-розничного до сделок объемом в миллиарды долларов.
Конечно, любовь ко всему кричаще дорогому осталась. Да, были и нескромные автомобили. И не только серийные модели, но и сделанные на заказ, например, из чистого золота. И арабы готовы платить любые деньги за осознание того, что нечто только в твоих руках и в твоей собственности. К примеру, последний в мире Bugatti Veyron, один из самых технологичных экземпляров в истории автомобилестроения, сошел с конвейера и отправился к покупателю с Ближнего Востока. Правда, по пути заехал покрасоваться на международный автосалон - мол, запомните меня таким и знайте, кто владелец. А если вспомнить знаменитые аукционы номерных знаков - был случай, когда табличка с цифрой “1” ушла за рекордные 14 миллионов долларов. Это апофеоз, простите, понтов - ведь владелец обыграл всех себе подобных. Да что там говорить - мебель, сантехника и даже туалетная бумага с использованием золота. Бумага, простите за подробности, скорее всего, предназначалась иностранным гостям... Ну так, чтобы удивить, а может быть, даже шокировать. Были и огромные усадьбы, что раскидывались оазисами посреди песков. И их площадь мерялась из расчета тысячи “баксов” за квадратный сантиметр. Нет, мы не ошиблись - именно сантиметр. В общем, деньги считать было дурным тоном.
Однако время шло. Да, от подобного никуда не ушли, но это наскучило и перестало быть целью. И решено было взяться за игрушки, которые существенно дороже - начали поднимать уровень жизни в государстве еще выше. Но и здесь удалось справиться. Вспомним историю, как один из правоверных мусульман так и не смог найти человека, которому он мог бы отдать закят... Вот так обстоят дела - граждане живут на государственном обеспечении - нет налогов, постоянные дотации и щедрые подарки от правителей. Ведь согласитесь - это куда дороже, чем золотой унитаз с парфюмом в сливном бачке. Но и здесь все было налажено - остается только смотреть на внутренний климат и постоянно подкидывать все новые преференции, чтобы даже мысли не возникало устроить революцию.
Что дальше? Решено было увеличить и без того бешеные темпы строительства. И сегодня города поднимают лучшие специалисты мира - они буквально стоят в очереди для того, чтобы получить работу в этом регионе. Как по волшебству, в кратчайшие сроки появляются роскошные отели, искусственные острова и бьются один за другим рекорды высоты зданий. Здесь, можно сказать, тоже излишества - ведь человек, способный установить золотой санузел, строя небоскреб, будет руководствоваться тем же принципом - лучше, выше, дороже и чтобы никто не смог повторить. И сегодня уже не надо выкалывать глаза зодчим - не смогут повторить нечто подобное только потому, что смету не потянут.
Куда дальше?
И вот теперь шейхи взялись покупать самое дорогое, что может быть. Это доминирование в своем регионе. Как мы видим, сегодня на роль лидера претендуют сразу несколько государств - Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ. К слову, последние смотрят дальше всех и прикидывают жизнь в тех временах, когда ресурсы иссякнут. Бороться есть с кем: главный противник - Иран. Подкидывает дров также и древнейшее противостояние суннитов и шиитов. И сегодня ресурсы играют важнейшую роль в достижении главной цели - быть первым. Особенно жестко и четко движется к возможности продавать ресурсы без оглядки на “старших братьев” Катар. И для этого он идет на многое - финансирует радикальные группировки исламского толка и сеет революционные идеи. Этим обеспокоены даже ближайшие соседи. Ведь, как мы знаем, захват власти в результате переворотов (даже в семье) у этих народов само собой разумеющееся. Так вот, сегодня Саудовская Аравия открыто считает рупор Дохи, медиаресурс “Аль-Джазира”, главной угрозой мира на их территории. Позиция Катара вполне понятна - Катар обычен в лагере себе подобных. Если посмотреть на запасы нефти среди соседей, Катар на последнем месте. Итак, Саудовская Аравия - 24 процента мировых запасов нефти - около 265,85 милларда баррелей. ОАЭ - 97,8 миллиарда баррелей. Катар - 25,06 миллиарда баррелей нефти. При этом Катар располагает также и крупнейшими газовыми месторождениями, которые оцениваются в 25 триллионов кубометров. Но это деньги в земле, и их надо “вытаскивать” любой ценой.
Поэтому, финансируя, к примеру, “Братьев-мусульман” или “Исламское государство”, Катар пытается купить самое нужное и дорогое. Действует все с тем же восточным размахом - не обращает внимания на ценник. Вот что по-настоящему дорого. А мы, так сказать, по старинке все еще вспоминаем безобидные золото как национальный металл и автомобильные гаремы. Ведь это мелочи - так сорить деньгами могут и наши соотечественники. А вот устроить революцию... Здесь одно из двух - либо денег не хватит, либо духа. Но, как говорится, слава Богу. Пример Украины показал - пламя разгорается за секунду и в расход идут тысячи человеческих жизней.
И давнее противостояние суннитов и шиитов теперь реализовано на другом уровне. С одной стороны, помогают ресурсы, а с другой - технологии. Ведь представить только - сегодня арабские шейхи могут позволить себе ворочать континентами, покупая в качестве союзников мировые державы! И шалости в виде приобретения футбольных клубов, строительства искусственных островов или отправки автомобиля за 20 тысяч километров, чтобы только поменять масло, - все это сущие мелочи.
Ресурсы стали проклятием - деньги продолжают “сносить крышу”, но уже в совершенно иных масштабах. Поэтому на смену платиновым “роллс-ройсам” приходит военная техника. Так, наиболее показателен пример вооружения Саудовской Аравии. По информации из открытых источников, с 1990 года армия этого государства увеличилась в полтора раза - до 224 тысяч человек. Численность танков возросла с 700 до 1055 единиц. К тому же Саудовская Аравия планирует приобрести около трех сотен немецких “Леопард-2”. Тем самым довести их численность до 800 единиц. Цена - копейки - 10 миллиардов долларов.
Глядят в Саудовской Аравии и в воздух - в декабре 2010 года было подписано соглашение c США на сумму около 60 миллиардов долларов. Здесь приобретение истребителей F-15, приобретение 72 вертолетов Apache, 72 вертолетов Black Hawk и боеприпасов к этой технике. Не остаются без внимания и системы ПВО - так, комплексы Patriot в ближайшем времени пройдут глубокую модернизацию. Конечно же, поднимают и флот - Саудовская Аравия в самое ближайшее время планирует потратить около 23 миллиардов долларов на расширение ВМС.
Вот какие предметы роскоши сегодня нравятся арабским шейхам. А мы все еще говорим о каких-то показных излишествах... Пожалуй, дьявол, о многоличии которого говорит ислам, сегодня прячется в ресурсах. |