Ярослава Науменко
Пока большинство казахстанцев спешит снять с зарплатной карточки все деньги в день их получения (и припрятать в надежное место - чулок, например), весь мир активно пользуется своими электронными финансами для совершения покупок в виртуальных магазинах: уже десять лет рынок электронной коммерции демонстрирует весьма впечатляющие темпы роста
Успеваем ли мы за этими тенденциями и имеет ли будущее казахстанская электронная торговля - об этом мы говорили с Сергеем Стуковым, начальником управления развития систем банковского самообслуживания.
- Как появилась идея создать интернет-магазин и почему этим занялся именно банк?
- Два года назад у нас уже была хорошо развитая система интернет-банкинга, где можно было произвести различные операции: можно посмотреть лицевой счет, пенсионные начисления, оплатить услуги и так далее. На январь 2007 года мы уже имели 200 тысяч посещений в месяц.
И мы решили попробовать - в рамках банковского портала завели страничку, где можно было приобрести карточки быстрой оплаты телефонии - скрэтч-карты. Договорились с компанией о закупе карточек, наши ребята вручную вводили пин-коды в файлы... И так потихоньку пошли продажи.
После этого мы привлекли компанию, которая торгует подарками. Начались заказы: сначала речь шла о 10-15 в месяц, потом начался рост. В итоге на август этого года мы имели уже 450 тысяч посещений (вся статистика отображается на сайте).
Видя такую динамику, мы начали думать о расширении магазина и решили выделить это в отдельный проект - создали интернет-магазин. Все клиенты нашего банка становились его автоматическими клиентами.
- Использовали ли Вы российский или зарубежный опыт в создании и развитии Вашего магазина?
- Конечно, в первую очередь мы изучали магазины, которые существовали в Казахстане. На тот момент было около 20 мелких магазинов, причем статистика их продаж была неизвестна, а посещали их не больше 200 человек в день. Поэтому мы также изучили опыт российского рынка электронной торговли. У очень крупного проекта “Яндекс-маркет” мы взяли систему структурирования каталога, в котором сотни тысяч товаров. Также мы переняли их опыт в плане системы рейтингов - когда после приобретения товара покупатель может оставить отзыв, и таким образом формируется рейтинг и каждого товара, и конкретного поставщика. Спустя время формируется единый рейтинг компаний, что облегчает покупателю принятие решения о покупке и, естественно, повышает доверие к интернет-торговле.
- А доставкой занимаются сами компании?
- Да, мы не занимаемся доставкой, но планируем заключить договор с транспортной компанией, которая будет дублировать поставку поставщика - ведь не все продавцы работают с регионами.
Однако некоторые компании работают даже по миру. Так, фирма, которая занимается подарками и цветами, доставляет по всем регионам России, Казахстана и мира - она имеет партнерские соглашения с аналогичными компаниями.
- Широко распространено мнение, что граница успешной интернет-торговли совпадает с границей Москвы. Применимо ли это выражение к условиям Алматы?
- Наша система взаимодействия с покупателями позволяет сделать выводы, что в регионах магазины розничной торговли не так насыщены по ассортименту, как центры, а потому люди из других областей проявляют большой интерес к приобретению товаров через Интернет. Стоит вопрос лишь об организации доставки - сможет ли компания доставить проданный товар.
- А какие товары наиболее популярны?
- Мы подключаем к сотрудничеству компании с очень разным ассортиментом: мебелью, бытовой техникой, тренажерами и так далее (сейчас мы подключаем крупную сеть, торгующую компьютерными комплектующими - около 2500 наименований товаров; в ближайшее время подключится еще и склад медикаментов). Но интересно, что самым востребованным товаром остается тот, с которого мы начинали, - карты для пополнения баланса на телефоне.
- При том, что карты эти не дешевле, чем в обычном магазине, а то и подороже будут!
- Цены выстраиваем не мы сами, их определяет компания. В этом случае да, скрэтч-карты не дешевле, чем в магазине.
Тем не менее многие компании выставляют вполне конкурентоспособные цены. Например, крупная сеть по продаже бытовой техники дает пятипроцентную скидку - и можно выбрать товар в розничном магазине, а купить у нас. Из 35 компаний примерно 15 предоставляют скидки владельцам кредитных карт нашего банка, причем скидки доходят до 20 процентов.
- В чем главное преимущество интернет-магазина?
- Себестоимость содержания такой компании намного ниже, чем обычного магазина.
Мировая интернет-торговля имеет весьма неплохие перспективы на ближайшие годы. Самым удобным пунктом почти 40 процентов пользователей считают экономию времени (не нужно ехать в магазин, долго бродить вокруг витрин). Кроме того, растет уровень опыта пользователей в работе с Интернетом. Наконец, технически продвинутые подростки вступают в тот возраст, когда они уже могут тратить на покупки немалые суммы. Как оказалось, мы пытаемся не отставать. |