|
Ботагоз Омар
Несмотря на то, что в мировом рейтинге “умных” городов Астана занимает 21-е место, новый аким решил вывести ее на первое. И хотя он заверяет, что повышение городского IQ, по его мнению, оценит каждый горожанин, на деле новейшие технологии внедряют в основном на Левобережье
О проекте Smart Astana говорят с 2011 года, и, по сути, только со следующего начнется его реализация. Пока город работал над составлением технико-экономического обоснования и ждал, когда признанные мировые эксперты запланируют за нас (не безвозмездно, конечно), как столица сможет выбраться в рейтинг “умных”.
“Мы рассмотрели около 30 текущих проектов Astana Innovations и предоставили объективную оценку стоимости и эффективности каждого из них. За период около 1,5 года мы разработали и завершили для города “Дорожную карту”, которая соответствует нашим собственным стандартам мирового уровня”, - отметил начальник управления консалтинга консультационно-аудиторской сети PricewaterhouseCoopers Рахуль Гупта, выступая вчера в ходе конференции Smart Astana 2014.
Как дополнил председатель правления АО “Astana Innovations” Талгат Ашим, в рамках этой “Дорожной карты” определили 73 инициативы, с ее помощью будет развито более 500 проектов, которые помогут развить наш город, его привлекательность и конкурентоспособность.
В докладе акима Астаны Адильбека Джаксыбекова прозвучало только два наиболее крупных проекта. Это проект интеллектуальной транспортной системы (ИТС), который сегодня внедрен на шести улицах города. Проект предполагает внедрение адаптивного регулирования светофорами, установку информационных табло и дорожных знаков, внедрение системы видеонаблюдения, которая взаимодействует с центром управления транспортом - “мозгом” системы, которая обрабатывает все данные в онлайн-режиме.
В рамках второго проекта “Безопасный город” на улицах столицы установили более тысячи видеокамер, что, по словам градоначальника, позволяет повысить эффективность и скорость принимаемых решений, улучшить координацию коммерческих служб, “что особенно актуально в преддверии проведения EXPO-2017”.
Талгат Ашим напомнил, что в Астане помимо этого в 2013 году реализовали проект е-скорая, предполагающий оснащение карет “скорой помощи” электронными медицинскими справочниками, помогающими медработникам принимать более взвешенное решение, GPS-навигатором и системой получения и обработки вызовов.
Кроме того, два года реализуется проект “Школа города”, в соответствии с которым предполагается использование электронных библиотечных ресурсов и электронной оплаты в школьных столовых. В дальнейшем системы планируют использовать для оплаты проезда в общественном транспорте. Но пока преимущества проекта смогли оценить около 38 школьников в 17 школах Астаны.
Реализуется проект Open-Wi Fi, согласно которому в определенных точках столицы жители и гости города могут бесплатно пользоваться интернетом, и в следующем году планируют запустить проект, благодаря которому все желающие смогут увидеть Астану в 3D-проекции. В этом нам помогли французские компании.
Наряду с этим в Астане планируют запустить и “умные” остановки, которые предполагают наличие электронного табло для пассажиров общественного транспорта. На нем каждые 10 секунд будет обновляться информация, через сколько к остановке прибудет тот или иной маршрут.
Как пояснил “НП” генеральный директор ТОО Nomad Tehnologies Нуржан Дахымбаев, один такой экран (визуально похожий на увеличенный сотовый телефон) стоит не менее 1,5 миллиона тенге. Он включает антивандальное небьющееся стекло, и собирают его в этом ТОО. Правда, об уровне локализации глава товарищества говорить не стал, отметив, что само “железо” будет закупаться в компании Samsung. “Мы надеемся, что акимат Астаны с начала следующего года оснастит такими экранами не менее ста остановок”, - отметил он.
Для сравнения, в столице действуют 956 остановок. Не исключено, что нововведение коснется, как и в вышеперечисленных проектах, в основном левого берега.
Правда, состоятельность такого проекта вызывает сомнения, ведь сегодня в Астане можно ориентироваться в движении городского транспорта, используя мобильные телефоны.
Скорее всего, все эти затраты связаны с тем, что Астана должна занять место не менее чем в пяти мировых рейтингах.
“21 октября наш город вошел в топ-21 городов мира по рейтингу Intelligent Community Forum. Большое спасибо г-ну Хаткинсону (глава ассоциации i-Canada. -
“НП”), он показал нам, как правильно оформить заявку, кого надо опрашивать, и мы этот процесс сопровождали. И, честно говоря, на победу не рассчитывали, все произошло довольно неожиданно. Это говорит об объективности и непредвзятости этого форума со штаб-квартирой в Нью-Йорке, никакой коммерческой заинтересованности в нем нет”, - констатировал Талгат Ашим.
Первая позиция Астаны как “умного” города вдохновила топ-менеджеров. В следующем году они намерены претендовать на вхождение в топ-7 самых умных городов мира, а затем закрепиться не менее чем в пяти подобных мировых рейтингах. А после того, как казахстанская столица с 2015 года на практике приступит к реализации проекта Smart Astana, компания Astana Innovations планирует войти уже в топ-30 уже не “умных”, а лучших городов мира...
И если мировые рейтинги нашей страны будут более-менее понятны, то совершенно не ясно, как столичные чиновники намерены измерять поставленные ими целевые индикаторы, по которым после завершения проекта “узнаваемость города среди инвесторов будет повышена на 50 процентов, и не менее 80 процентов жителей будут удовлетворены качеством основных городских сервисов”.
Астана |