|
Айгуль Жилкишина
26 сентября состоялась встреча с президентом ассоциации France-Asia Жан-Мари Камбасересом в Каспийском университете. Господин Камбасерес представлял интересы международной бизнес-школы в Париже ESCE в качестве директора центра ESCE-ASIE. Созданная в 1968 году по инициативе французского комитета по международной торговле UBIFRANCE, в настоящее время ESCE (Ecole Superieure du Commerce Exterieur) активно развивает взаимоотношения со странами Азии. Каспийский университет, ее партнер в Центральной Азии и Казахстане, будет осуществлять подготовку в рамках программы двойных дипломов, которая предполагает, что по окончании такой образовательной программы студент получает два диплома - Казахстана и Франции
В последнее время бизнес-школы (программы МВА) критикуют за неспособность предотвращения финансово-экономических кризисов. И все же бизнес-образование играет важную роль в глобализационных процессах. Поэтому спрос на программы профессионального развития руководителей у нас в стране не уменьшается, да и во всем мире наблюдается активный рост рынка бизнес-образования. В условиях растущей экономики Казахстана проблема дефицита квалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики становится все более острой.
В этой связи Каспийский университет взял курс на развитие бизнес-образовательных программ для решения конкретных задач. Для этого в имеющийся опыт казахстанских бизнес-школ интегрируется лучшая мировая управленческая практика. Caspian Business School, одна из структур КУ, предложит казахстанцам программы МВА (“Магистр делового администрирования”) и Executive Education Programs (“Краткосрочные программы для руководителей высшего звена”). В частности, предусмотрены двудипломные программы МВА на английском языке, а также цикл семинаров во Франции для руководителей казахстанских компаний. Сотрудничество между университетами будет основано и на партнерских связях в области исследований, организации научных стажировок магистрантов и докторантов во Франции, а также совместных исследовательских программ, нужных для развития Республики Казахстан. В частности, в лаборатории Каспийского университета для совместной имплементации проектов будут привлечены ученые, эксперты и исследователи с мировым именем.
Жолдасбек Муслимович Нусенов, ректор Каспийского университета, рассказал в беседе о будущих совместных проектах с именитой бизнес-школой.
- В какой форме будет осуществляться сотрудничество между КУ и Международной бизнес-школой ESCE в Париже?
- Это будет программа двойных дипломов. Мы планируем, что поступающие к нам на двухгодичное обучение часть программы будут изучать у нас, а какой-то учебный модуль будут проходить во Франции. В итоге наши студенты получат два диплома - казахстанский диплом КУ и французский диплом бизнес-школы ESCE. Это наша конечная цель, а чтобы мы к этому пришли, надо будет переработать наши рабочие учебные планы, контент для соответствия европейским программам. У французов одни учебные стандарты, у нас - другие, поэтому пока мы будем осуществлять обмен студентами. Основное обучение будет проходить у нас, и на первом курсе на какое-то время мы будем отправлять наших студентов в Париж. Но среди них будут только те, кто владеет английским языком. Есть договоренность сформировать одну группу из 4-5 человек.
- Кто будет читать лекции?
- Преподавать будут наши казахстанские ученые, мы будем также приглашать по отдельным курсам специалистов из-за рубежа. Мы хотим, чтобы их пребывание у нас финансировало правительство Франции в рамках обмена знаниями. В школе ESCE обучение ведется на английском языке, что не часто встречается во Франции. Мы с радостью будем сотрудничать с этой школой, тем более школа известная, одна из самых лучших школ в Европе, и в международных рейтингах она на хороших позициях.
|
Жан-Мари Камбасерес |
- Вы планируете также сотрудничество в области научных исследований?
- Кроме обучения в бизнес-школе мы обсуждали еще комплекс вопросов, в том числе и об исследованиях, а они для нас очень важны, так как наука в Казахстане ослабла в последнее время. Средний возраст доктора наук у нас составляет 68 лет. Целое поколение научных работников выпало из-за реформ и пертурбаций в науке в годы становления. Если сейчас какую-нибудь проблему поднять, например, по экологии Каспийского моря, - у нас ихтиологов нет. Хотим поднять проблему сохранения яблони Сиверса - ученых нет. Те, кто в свое время был активен, уже совсем в возрасте. Поэтому мы будем укреплять наш исследовательский центр. Мы даем базу, инфраструктуру, мы даем своих молодых ученых, которые хотели бы заниматься этими исследованиями, а от французской стороны мы ожидаем помощи тех ученых, у которых есть богатый опыт и международные связи.
- В каких научных и прикладных областях будут осуществляться исследования? Какие лабораторные комплексы планируется создать?
- Существуют учебные и исследовательские лаборатории. В учебных лабораториях будут исследовать актуальные для нас темы из таких сфер, как нефтехимия, биология, геология, строительство и архитектура, АИВТ (автоматизация и вычислительная техника). А как сугубо научное направление нам важна тема экологии Каспийского моря. Сохранение биоразнообразия этого бассейна - рыб осетровых пород (которые сейчас болеют и вымирают), а также изучение дна Каспийского моря. И второе направление - это изучение распространения ареала яблонь Сиверса. Как считают ученые, яблони Сиверса - это родоначальники всех яблонь мира. Их ареал сейчас сужается, грозит опасность вымирания. Мы хотели поднять эту тему для совместных исследований - у французов очень развиты ботаника, биология, и в этом направлении работают многие ученые.
- Таким образом, Вы интересуетесь в основном точными и естественными науками?
- Да, это так. Мы хотим также открыть тренинговые центры для тех, кто работает в сфере добычи нефти и газа. Есть планы совместно с компанией “Тоталь” создать тренинговый центр на базе нашего университета и на европейском оборудовании. Преподаватели и коучеры будут от нас, а оборудование и техника - от французской стороны.
- Почему исследовательский университет заинтересован в таком прикладном проекте?
- Потому что на сегодняшний день очень востребовано обучение работников этой сферы, а обучаться им негде. Нефтяники едут в Норвегию, еще в какие-то страны, чтобы повышать свою квалификацию, у нас нет таких центров. И мы хотели бы организовать обучение в этой области, чтобы далеко не ездить.
- Расскажите подробнее о создании Центра научных исследований КУ...
- На сегодняшний день этот центр создан на базе университета, он называется Институт исследований проблем Каспийского бассейна, Center researches and development of Caspian Sea. Он уже начал свою работу, идет постепенное накопление базы. Основная исследовательская тема - экология Каспийского бассейна. Эта тема очень актуальна, так как Каспий загрязнен из-за нефтедобычи. Кроме того, воды Урала и Волги заносят туда огромное количество отравляющих веществ. Но никто не проверял, откуда и насколько загрязняется этот водный резервуар, сможет ли сам Каспий все эти токсины переработать, а также хватит ли его потенциала переработать все, что туда поступает.
Другая тема практических интересов - геология морского шельфа дна Каспия. Только что закончился в Астрахани саммит Прикаспийских государств, но вопрос по правовому статусу Каспия до конца еще не решен. Следующий саммит будет проходить в Астане, и если к этому времени мы можем сделать свои наработки, то это будет нашим вкладом для его спасения.
|
Высокого гостя - директора центра ESCE-ASIE Жан-Мари Камбасереса встречали: один из учредителей Каспийского университета Валихан Булатович Кошумбаев и ректор Жолдасбек Муслимович Нусенов. На встрече был подписан протокол-намерение о сотрудничестве |
- Это вопросы для межгосударственного урегулирования, а что можно решить силами казахстанских ученых?
- Это наше следующее направление, сугубо технологическое - научно-геологические разработки по добыче нефти и газа. В центре будут заняты почетные геологи Казахстана, которые всю жизнь занимались этим вопросом и знают его до самой глубины. Они как раз будут вести научные разработки в этом направлении. И, наконец, 4-е направление - это сама рыба осетр, реликтовая рыба, существующая на планете Земля многие тысячи лет. В свое время особи этой породы имели вес до одной тонны. А икра, которую они давали, считалась самым ценным продуктом на Земле. Сегодняшняя икра на Западе получается путем перерабатывания рыбой искусственных кормов и добавок. Осетр содержится в рыбных хозяйствах, его кормят генно-модифицированными кормами, а икра содержит совсем не те аминокислоты, что раньше, и имеет совсем не ту структуру. От такой икры больше вреда, чем пользы. А в диком виде икра, которую продают браконьеры, еще более низкого качества - они, конечно же, не могут обработать ее соответствующим образом, не обладая технологиями, обрабатывая ее в кустарных условиях.
Кроме того, в последнее время у осетра искривляется позвоночник. Ученые до сих пор не могут выяснить, почему это происходит. И из-за сколиоза рыба не размножается, не дает икру, и популяция осетра сокращается. До настоящего времени ученые серьезно не взялись за эту проблему, хотя научно-техническая база для этого есть. Нам нужны специалисты в этой области, и мы хотели бы пригласить их в том числе и из Франции.
- Что Вы можете сказать о летней школе для студентов?
- Это два проекта. Один из них предложен господином Жан-Мари Камбасересом. Эти летние школы рассчитаны на один месяц - июль или август. Причем они рассчитаны как на студентов, так и на преподавателей КУ. Мы выберем темы, интересные нашим химикам, архитекторам и другим специалистам. Затем мы сформируем группы по 10 человек и отправим во Францию. В летний период как раз кампусы, общежития свободны - мы размещаем там студентов, и они проходят подготовку по этой теме. Специалисты с французской стороны подбирают программу, количество часов для предметов. И в течение месяца они будут заняты подготовкой по актуальной тематике.
- А второй проект?
- Такую же схему предложили и мы. Казахстан вызывает интерес в Европе, и их студентам будут интересны культура номадов, история, национальные традиции, казахская самобытность. Достойны изучения также наша своеобразная архитектура и дизайн национального характера. По мере формирования группы мы примем студентов с французской стороны. Вот такие грандиозные планы у нас. |