|
Ботагоз Омар
50-процентное повышение стоимости проезда в Астане власти города объясняют удорожанием дизтоплива и комплектующих. Однако для оценки убыточности достаточно посмотреть на переполненные салоны автобусов и... карманы кондукторов. Каждый второй сборщик оплаты за проезд кладет деньги в свой карман, не выдавая билет. О том, что “невыдача билетов встречается практически на всех маршрутах городского транспорта”, на официальный запрос “НП” заявили и в столичном управлении транспорта
После обращения с официальным письмом в адрес столичного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог (УПТАД), в котором мы задавались вопросом, как часто горожане обращаются с жалобами на перевозчиков, какого характера чаще всего бывают эти обращения и на какие маршруты чаще жалуются ввиду отсутствия билетов у контролеров, в управлении ответить затруднились. Выяснилось, что анализ такого рода просто-напросто не делается. А потому и проблемы в этой сфере остаются нерешаемыми из года в год.
Получив отписку в первый раз, мы обратились с просьбой ответить на вышеуказанные вопросы снова, на что получили вполне ожидаемый ответ. “Чаще всего жалобы поступают о невыдаче билетов, “гонках” между автобусами. Невыдача билетов встречается практически на всех маршрутах городского общественного транспорта.
Но скоро этот вопрос будет решен. Сейчас управлением ведется работа по подготовке к акции, которая направлена на недобросовестных кондукторов. Пассажиры, которым не выдали билеты, могут не оплачивать за проезд. В ближайшее время стикеры об этой акции будут расклеены во всех автобусах”, - говорится в ответе управления.
Напомним, что с 31 августа стоимость проезда в Астане повышается с 60 до 90 тенге. Любопытно, но восемь автопарков и частных компаний, обслуживающих 50 городских маршрутов, в своем обращении о пересмотре тарифа представили разный уровень себестоимости перевозки одного пассажира. Причем чем чаще, по нашим наблюдениям, встречаются факты необилечивания на маршрутах автопарков, тем выше указываемая ими себестоимость. Автор материала на правах пассажира неоднократно обращалась в управление с жалобой на отсутствие билетов на маршрутах 106, 109 (которые обслуживает ТОО “Жорга МТ”) и на маршрутах 34, 46 и 50 (ТОО “Темир Тулпар НТ”), тогда как на маршрутах автобусного парка № 1, как правило, всегда исправно выдаются билеты.
Итак, по расчетам ТОО “Автобусный парк № 5”, затраты на проезд одного человека составляют 92,4 тенге, 95,4 тенге - в АО “АП № 1”, 106,1 - в АО “АП №3”, 106,8 - в АО “АП № 2”. Согласно расчетам ТОО “АП № 4”, себестоимость составляет 107,5 тенге, 110,6 тенге - в ТОО “Темир Тулпар”, 111,3 тенге - в ТОО “Жорга” и 118,1 тенге - в ТОО “АП № 8”.
Специально созданная рабочая группа рассчитала усредненные значения для маршрутов, обслуживаемых автобусами большой вместимости, в размере 106,6 тенге, а для маршрутов, обслуживаемых автобусами малой вместимости, - 112,4 тенге. Это было еще весной текущего года.
Поэтому, учитывая недавний рост цен на бензин АИ-92 и возможный рост стоимости других видов топлива, есть все основания утверждать, что это далеко не последнее увеличение стоимости проезда на общественном транспорте.
По версии столичных кондукторов, они вынуждены делать “левые” деньги из-за низкого уровня заработной платы и отсутствия социального пакета. “Ни один водитель не будет работать с кондуктором, если тот не будет кормить его обедами и ежедневно давать средства на карманные расходы”, - рассказала столичный кондуктор Гульнар Д.
Между тем, по данным УПТАД, сейчас средняя заработная плата водителей составляет 140 тысяч тенге, кондукторов - 100 тысяч. “После изменения стоимости проезда в городском общественном транспорте планируется повысить среднюю заработную плату водителям до 170 тысяч тенге, кондукторам - до 130 тысяч”, - говорится в ответе на запрос “НП”.
Автоматически решить вопросы теневого сектора в этой сфере позволит реализация проекта “Интеллектуальная транспортная система города Астаны”, который предусматривает внедрение систем диспетчеризации общественного транспорта и электронной системы оплаты проезда (ЭСОП).
Эта система предполагает использование бесконтактных карт (пластик или бумага) в качестве средства оплаты за проезд в общественном транспорте. Причем с помощью ЭСОП будет введена дифференцированная оплата проезда в зависимости от количества пройденных остановок.
“Это может положительно отразиться на обычных обывателях - если в настоящее время некоторые пассажиры в целях экономии денег бывают вынуждены ехать одним маршрутом, который зачастую бывает очень продолжительным, то после внедрения ЭСОП пассажиры получат возможность совершать пересадки на различные маршруты, экономя как свое время, так и деньги. При этом пассажиропоток будет равномерно распределяться между всеми маршрутами города, что, в свою очередь, повысит комфортность и привлекательность услуг по перевозке пассажиров”, - сообщает УПТАД.
Запуск проекта в эксплуатацию планируется к лету 2015 года. На первом этапе ЭСОП будет внедрен в обычных пассажирских автобусах города Астаны. После завершения проекта BRT и ввода его в эксплуатацию жители города также смогут оплачивать проезд в BRT той же самой карточкой, которую они используют в обычных автобусах.
На начальном этапе планируют внедрение четырех типов проездных билетов: персонализированная пластиковая карта (будет выдаваться пенсионерам, инвалидам, школьникам и студентам); обычная пополняемая пластиковая карта (будет доступна для всех слоев населения, она является своего рода электронным кошельком, который можно будет пополнять различными способами); бумажный бесконтактный билет (проездной билет, предназначенный в основном для гостей города, на заранее определенное количество поездок); обычный бумажный билет, который можно будет приобрести за наличный расчет у водителя автобуса.
Астана |