Юлиана Жихорь
Казахстан поднялся на 10 позиций в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, заняв 28-е место среди 193 стран. В последние годы наша страна совершила существенный рывок в деле автоматизации взаимоотношений государства и населения
Эксперты ООН, проводящие рейтинг, оценивают три основных наиболее важных аспекта развития электронного правительства: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Сегодня показатели компьютерной грамотности населения составили 63,2 процента, а уровень доступа к широкополосному интернету в республике равен 67,6 процента. Сформированная на сегодняшний день инфраструктура электронного правительства позволяет казахстанцам получать через портал электронного правительства 570 услуг и сервисов. Причем рост отмечается по трем параметрам Казахстана. Если в 2008 году наша страна занимала 81-е место, в 2012 году - уже 38-е, теперь - 28-е.
Создание электронного правительства начали в 2004 году по инициативе президента РК. Тогда межведомственный документооборот перевели в электронный формат, создали единую транспортную среду, государственные базы данных физических и юридических лиц. И уже с апреля 2006 года начал свою работу портал
www.egov.kz
.
Портал е-gov является практическим механизмом реализации концепции предоставления государственных услуг по принципу “одного окна”. Главными преимуществами электронного правительства является получение информации и услуг 24 часа в сутки из любого города и страны, отсутствие необходимости выстаивания очередей и, как следствие, экономия времени и средств на посещение нескольких учреждений. Кроме того, е-gov нанес мощный удар по коррупции, ведь теперь исчезла возможность “поощрений” госслужащих.
Популярность е-gov среди казахстанцев постоянно растет. Так, в 2012 году через портал оказали 21,4 миллиона услуг, в прошлом году - 38 миллионов. С начала этого года число обращений с услугам электронного правительства уже достигло почти 30 миллионов. При этом ежедневно портал посещает в среднем до 43 тысяч пользователей.
Самыми популярными услугами на портале электронного правительства являются: получение адресной справки, информации о нарушениях ПДД, справок об отсутствии или наличии недвижимого имущества, справок о пенсионных отчислениях; постановка ребенка в очередь в детский сад; подача электронного заявления на регистрацию брака; государственная регистрация прав на недвижимое имущество.
Система постоянно совершенствуется. Сегодня активно ведут работы по внедрению мобильного правительства, которое позволит предоставлять услуги и сервисы через мобильные устройства. По итогам работы уже к концу этого года через мобильные устройства будут доступны более 50 услуг и сервисов.
Астана |