Ботагоз Омар
После недавнего заключения газовой “сделки века” между Китаем и Россией о своих намерениях поставлять энергоресурсы в Поднебесную заявила Канада. Власти страны одобрили проект по строительству нефтепровода “Северные ворота” (Northern Gateway) от канадской Альберты к Тихому океану. Новый канал доставки позволит транспортировать в Азию более 500 тысяч баррелей нефти в сутки. Учитывая растущие потребности КНР, это вряд ли станет помехой для ранее заключенных контрактов
Нефтеносные пески Альберты относятся к числу крупнейших нефтяных месторождений мира, занимая третье место на планете по запасам черного золота. Сейчас здесь производится около двух миллионов баррелей в день.
Новость о том, что Канада проложит новый нефтепровод, прозвучала 18 июня как гром среди ясного неба. Особенно, если учесть, что ранее власти США говорили о строительстве трубопровода Keystone XL, который должен был доставлять канадскую нефть к побережью Мексиканского залива. Однако президент США Барак Обама вновь отложил принятие этого решения, поддержав другой проект, инициатором которого является канадская Enbridge Inc.
Строительство нефтепровода планируют начать в городе Брадерхейм (провинция Альберта) и завершить в населенном пункте Китимат (провинция Британская Колумбия) недалеко от Тихого океана. Протяженность нефтепровода составит 1177 километров. Предполагают, что по нему черное золото будут доставлять к океану для отправки в Азию (главным образом, в КНР), куда оно будет транспортироваться на танкерах. Новый канал доставки поможет Канаде диверсифицировать экспорт топлива. А потому затраты на строительство трубопровода, которые оцениваются в 7,9 миллиарда канадских долларов (7,22 миллиарда долларов США), помехой не стали.
Как ожидается, через “Северные ворота” каждый день будут перегонять до 525 тысяч баррелей битуминозной нефти с обратной линией поставок конденсата мощностью 193 тысячи баррелей в день. Для сравнения: объем поставок из России по трубопроводу “Восточная Сибирь - Тихий океан” составлял в 2011 году 300 тысяч баррелей в сутки при пропускной способности 600 тысяч баррелей в день.
На фоне недавних событий подчеркнем, что Канада является активным сторонником Соединенных Штатов Америки, с которыми она делит самую длинную неохраняемую границу в мире, сотрудничает на разных уровнях и для которых является важнейшим торговым партнером по договору о североамериканской свободной торговле.
А потому принятие такого срочного решения стать прямым конкурентом России по поставкам энергоресурсов не удивительно, особенно на фоне намерений РФ подписать второй газовый контракт с Пекином.
В то же время с каждым годом набирают обороты и потребности Китая. В 1980 году население и бизнес Поднебесной потребляли около трех процентов мировой нефти. Сейчас эта доля возросла до 10 процентов, что уже больше, чем в Японии, и меньше, чем в США (на долю американцев приходится 27 процентов мирового потребления). По оценке British Petroleum, к 2030 году Китай будет обеспечивать 40 процентов мирового прироста потребления нефти, даже если темпы роста китайской экономики снизятся с восьми до шести процентов.
С этим мнением согласна и исполнительный директор Международного энергетического агентства Мария ван дер Ховен, посетившая Астану в январе текущего года. По ее мнению, к 2035 году КНР станет крупнейшим потребителем сырой нефти в то время, как на долю стран ОЭСР будет приходиться все меньшая и меньшая доля потребления сырой нефти, одна треть мирового потребления. В то время как сейчас эти развитые государства нуждаются в 50 процентах мирового энергетического сырья.
Астана |